История создания балета «Чудесный мандарин»
Глава №145 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВесной 1919 года, в дни первой пролетарской диктатуры в Венгрии, Бела Барток закончил сочинение «Чудесного мандарина». Балет был создан по либретто живущего теперь в Америке венгерского писателя Меньхерта Ленделя.
Первое исполнение балета состоялось в домашнем концерте для специально приглашенной публики.
Первое публичное представление «Чудесного мандарина» состоялось в Кёльне, в 1926 году под управлением венгерского дирижера Енё Сенкара. Премьера чуть было не стоила дирижеру его должности. В соответствии с намерением немецких официальных кругов премьера балета превратилась в скандал. Прошло более полутора десятилетий, прежде чем вновь нашелся музыкант, Аурель Милош, венгр по происхождению, живущий за границей, который и поставил балет в 1942 году на сцене миланского театра «Ла Скала».
С хореографией и режиссурой Милоша балет ставился впоследствии в Риме, Флоренции, Рио-де-Жанейро и Сан-Паоло. Позже его показали и в Лондоне.
Но напрасными были попытки смелых новаторов в Венгрии. Ни правительство, ни официальные музыкальные круги не позволили оживить «Чудесного мандарина» на венгерской оперной сцене.Венгерская публика впервые в 1928 г. познакомилась с музыкой балета в форме сюиты.
В 1931 и 1941 годах в будапештской Опере хотели поставить шедевр Бартока, но сначала не разрешили правительственные круги, а позже, «по указаниям свыше», в балет были внесены такие изменения, что сам Барток запретил его исполнение непосредственно накануне премьеры.
Вокруг балета разгорелась большая борьба и в печати. В конце концов «Чудесный мандарин» был поставлен в Оперном театре в хореографии Дюлы Харангозо в год освобождения Венгрии, 9 сентября 1945 года, уже после смерти Бартока.