Бенджамин Бриттен
Глава №124 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюБриттен родился в Лоускрафте (графство Суффолк) накануне одной из величайших в истории человечества войн: 22 ноября 1913 года. Девяти лет он написал свое первое произведение — скрипичный концерт. К шестнадцати годам Бриттен уже является автором симфонии, десяти сонат для фортепьяно и шести струнных квартетов. С 1930 по 1933 год Бриттен учится в Королевском музыкальном колледже Лондонской консерватории, у знаменитых профессоров Фрэнка Бриджа и Джона Айрленда. На одну из тем Бриджа Бриттен сочиняет оркестровые вариации, которые приносит ему большой успех на фестивале современных композиторов в 1938 году. Объявление второй мировой войны застает его на борту корабля, идущего в Соединенные Штаты. В Америке он остается на несколько лет. Здесь он сочиняет музыку и на свой манер залечивает раны, нанесенные войной: посещает военные госпитали, бомбоубежища, неся музыку тем, кому война причинила бедствия и страдания. В Америке Бриттен пишет и свою первую оперу «Поль Баньян». Это произведение было впервые исполнено в 1941 году, в Колумбийском университете, но музыкальные критики почти единодушно отрицательно отозвались об экспериментах молодого английского композитора. Не только критики, но и публика приняла это произведение весьма прохладно. Но не прошло и года, как композитор приступает к работе над новой оперой. Это широко известная опера о разыгравшейся на берегу моря трагедии — «Питер Граймс». Теперь критики называют молодого Бриттена крупнейшим оперным композитором нашего времени. Публика принимает оперу восторженно. Она исполняется снова и снова.
Затем Бриттен пишет две камерные оперы: «Похищение Лукреции», «Альберт Херинг». Хотя оба эти произведения по настроению, тону и стилю резко отличаются одно от другого, тем не менее они тесно связаны между собой. Бриттен, следуя интуиции, обращается к старинным шедеврам, пробуждает ото сна истинно английскую оперу. Бриттен перерабатывает «Оперу нищих» Пепуша и Гея и в 1949 году создает прелестную детскую оперу «Давайте сыграем оперу». Это небольшое произведение, оригинальное по форме и своеобразное по композиции, приносит Бриттену большой успех. В 1954 году Бриттен добивается всемирного успеха оперой «Билли Бадд», в которой автора занимает трагедия связи человека и моря. Несколько раньше английское правительство просит Бриттена написать оперу по случаю коронации Елизаветы II, и композитор создает «Глориану». Сразу вслед за ней рождается одно из наиболее характерных произведений Бриттена — потрясающая по красоте опера «Поворот винта». Бриттен написал эту удручающую, полную призраков трагедию, эту «редкую историю», как об этом говорит пролог, под влиянием стихотворения Генри Джонса. В 1956 году на сцене появляется танцевальная пьеса Бриттена «Герцог пагод», а в 1958 году — комическая опера «Сон в летнюю ночь», созданная по комедии Шекспира.
Но Бриттен не только оперный композитор. Вряд ли можно найти такой жанр музыки, где мы бы не встретились с его именем. Он пишет симфонические и камерные произведения, хоры и фортепьянные пьесы. «Простая симфония» даже в названиях частей не традиционна: «Бурное бурре», «Сентиментальная сарабанда».
Бриттеном написаны пять концертов для фортепьяно с оркестром. Композитор сам участвует в концертах в качестве исполнителя- пианиста. Среди фортепьянных пьес Бриттена наиболее значительной является написанная для двух роялей «Элегическая мазурка», которую он посвятил Падеревскому. Из камерных произведений выделяются струнный квартет «Фантазия», написанный в 1932 году, и два квартета, сочиненные в 1941 и 1945 годах. Невозможно забыть и об одном небольшом произведении, жанр которого, пожалуй, неопределим — о «Lacrimae». Это размышления на основе песни выдающегося композитора английского Ренессанса, Джона Доуленда.
Из хоровых произведений Бриттена всемирную известность получила «Героическая баллада», написанная для тенора, смешанного хора и оркестра.