Амбруаз Тома
Глава №96 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюТома родился в семье музыканта и научился нотным знакам раньше, чем азбуке. Отец учил его у лучших мастеров. Игру на фортепьяно ему преподавал один из выдающихся виртуозов прошлого века — Калькбреннер, композицию — Лесюер. Шутливо, но с серьезным намерением Лесюер часто говорил юному музыканту: «Шесть моих учеников стали обладателями Римской премии... Нравится, не нравится, а быть тебе седьмым!»
Предсказание сбылось. Кантата Тома «Герман и Кетти» снискала большой успех. Она не только приносит молодому композитору Римскую премию, но и первого издателя. Кантату сразу же печатают.
Вернувшись из поездки в Рим, композитор несколько неуверенно пытается найти свое место в музыкальной жизни Парижа. Он пишет струнный квартет и квинтет, трио и концерт-фантазию для фортепьяно с оркестром, песни в итальянском стиле, мотеты, реквием и целый ряд произведений для фортепьяно в четыре руки.
В 26 лет он дебютирует на сцене парижской Комической оперы с таким успехом, что после этого уже ежегодно публика присутствует на премьерах его опер. Композитор пробует свои силы и в балетном жанре.
Но подлинный успех пришел к Тома, когда ему исполнилось 55 лет. 17 ноября года в Комической опере ставят «Миньон». Два года спустя на сцене «Гранд-Опера» ставят его оперу «Гамлет», которая также приносит автору большой успех.
Затем также с успехом, идет «Франческа да Римини». Тома использовал для своих опер произведения трех гигантов литературы: Гете, Шекспира и Данте. Но именно благодаря этому становится видной ограниченность его гения. Мелодии «Франчески да Римини», если их сравнить с музыкой Листа или Чайковского, отличаются некоторой поверхностностью. Музыка к Шекспиру, если сопоставить ее с музыкой Верди в «Макбете», «Отелло» или «Фальстафе», свидетельствует о том, что Тома скорее последователь традиционной оперы, чем мастер драмы в шекспировском смысле этого слова. То же можно сказать и о «Миньон». В «Вильгельме Мейстере» (по мотивам которого написано либретто «Миньон») Гете дает целую панораму философии, литературы, театра, искусства и морали своей эпохи. Авантюрно-романтическая история о потерянной и удивительным образом найденной девушке, равно как и чувствительно-сентиментальная любовная интрига, используются Гете лишь как рамки для его мыслей о театральном искусстве, о воспитании, о литературе, об отношениях людей друг к другу. Тома же использовал только сентиментально-трогательную историю Миньон. Правда, можно возразить, что и Гуно не удалось воскресить в «Фаусте» ничего, кроме любви Маргариты и доктора Фауста, тем не менее его опера представляет собой значительное произведение. Это сравнение сразу же дает правильную оценку Тома. Мир его сладких, дополняющих одна другую мелодий лишь приближается, но не достигает уровня мелодики Гуно и далеко отстает по насыщенности музыкального построения от «Фауста».
Все же «Миньон» неизменно ставится на сценах всего мира благодаря своему звучному, романсовому началу, в самом благородном смысле этого слова.