История создания оперы «Галька»
Глава №80 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ начале 1846 года в Польше вспыхнуло крестьянское восстание. Прогрессивная часть дворянства сочувственно отнеслась к мятежному крестьянству, но большинство представителей господствующего класса, боясь за свои владения и привилегии, не поддержало крестьянство и отказалось от объединенных действий, которые помогли бы Польше сбросить оковы царского гнета. Крестьяне очень скоро поняли, что у них попросту появился еще один враг: кроме самодержавной власти русского царя им противостояло и польское дворянство, которое своими колебаниями, двурушнической политикой, а зачастую и предательством служило интересам иноземных эксплуататоров. Так крестьянское восстание против русского царя стало восстанием и против польского дворянства.
В эти годы Монюшко встречается в Варшаве с так называемыми «варшавскими цыганами», революционной группой молодежи от искусства. Один из способнейших членов этой группы, Влодзимерж Вольский, бывший также отважным революционером, написал либретто «Гальки». Молодой барин, соблазняющий и доводящий до смерти невинную крестьянскую девушку, — эта острая тема была настоящим вызовом дворянству, особенно в тот период, когда кровавые события крестьянского мятежа и без того держали его в страхе. Романтическая тема под пером Монюшко превратилась в классовую драму, которая резко выражает противоречия между польским поместным дворянством и эксплуатируемым крепостным крестьянством. Монюшко закончил музыку к «Гальке» в середине 1847 года и передал партитуру варшавскому Оперному театру, но реакционное руководство театра в течение десяти лет оттягивало постановку оперы. В первом варианте опера была в двух актах, а в окончательном — в четырех. Двухактный спектакль, так называемая «вильновская Галька», был показан в Вильно любителями в концертном исполнении, без костюмов и декораций. Премьера пришлась на первый день 1848 года. И только через 10 лет после вильно вского спектакля-концерта, 1 января 1858 года, «Галька» была поставлена на сцене варшавской Оперы, где имела колоссальный успех. Им она обязана варшавским студентам, прогрессивной буржуазии, ремесленникам и мелкопоместным дворянам. После появления на сцене, «Галька» оказалась в центре горячих споров. Реакционные элементы обрушились на нее с нападками, прогрессивная же часть польской общественности с огромным воодушевлением отстаивала ставшее теперь классическим творение Монюшко.
Новая, народно-демократическая Польша по заслугам ценит и чтит в Монюшко великого композитора и пламенного патриота. Музыкальные театры освобожденной Польши ставят оперу целиком, показывая ее польской публике в истинном блеске. «Галька» с триумфом шла в оперных театрах Советского Союза, большим успехом пользовалась в странах народной демократии.