Яромир Вейнбергер
Глава №77 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВейнбергер родился в 1896 году. Учился сначала в Праге, потом в Берлине под руководством Макса Регера. Совсем молодым он идет по стопам Дворжака: в 1922 году становится преподавателем в одной из американских консерваторий. Возвратившись на родину, работает в Братиславе и Праге.
Тридцати лет от роду Вейнбергер обращает на себя внимание музыкальной общественности всего мира. 27 апреля 1927 года состоялась премьера его оперы «Волынщик Шванда». Редкому успеху оперы во многом способствовало превосходное либретто Милоша Кареша и Макса Брода.
За десять лет опера Вейнбергера была поставлена на сцене 150 театров.
Судьба этого выдающегося чешского композитора сродни жизненному пути Масканьи и Леонкавалло. Мировой успех пришел к ним лишь однажды, повторно добиться его они уже не могли. Композитор делал попытки создать оперу на сюжет драмы «Валленштейн» Шиллера, позднее внимание его привлекла пантомима. Довольно значительны и его произведения для оркестра, но успех их даже в слабой степени не может сравниться с мировым успехом, который принесло композитору чарующее, сказочное звучание «Шванды».
История с дьяволом довольно частое явление на оперной сцене. Достаточно вспомнить «Роберта-Дьявола» Мейербера, Мефистофеля в «Фаусте» и опере Бойто, дьявольского доктора в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, нечистого в «Сорочинской ярмарке» или Вакулу, водящего дружбу с чертом. Черт у Вейнбергера — это не Сатана, появляющийся на сцене в сиянии бенгальского огня. Это нечто вроде злого духа, рожденного в мире крестьянских сказок в
Карпатах, Татрах или словацких лесах. Нечистый обладает даже чувством юмора и предпочитает не столько торжественную музыку, которая приличествует владыке ада, сколько модные на родине Шванды польку, пастуший танец или пляску под волынку.
Мировой успех «Шванды» — это триумф своеообразного, характерного для XX века течения в музыке, точнее, в истории искусства.
Стиль оперы питается фольклором, народными сказаниями и мелодиями. Корни его легко обнаружить, если внимательно всмотреться в эпоху Глинки и Мусоргского.