Тихон Николаевич Хренников
Глава №66 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюРодился в 1913 г. в Ельце. Учился в Московской консерватории у В. Шебалина. Двадцатилетний юноша уже выступает с первым сочинением — концертом для фортепьяно с оркестром, имевшим серьезный успех. Через год новое произведение Хренникова — Первая симфония — вновь привлекает к себе внимание публики. 1936 год—важная веха в творчестве Хренникова: он пишет музыку к комедии Шекспира «Много шуму из ничего».
Затем Хренников пишет свою первую оперу «Братья» по мотивам романа Вирты «Одиночество». Автор либретто, Файко, разумеется, переработал материал романа, выделив наиболее типичных героев, в образах которых воплощена борьба между крестьянством, строющим свое будущее, и контрреволюционными бандами, группировавшимися вокруг Антонова.
Создавая оперу, Хренников хотел и темой и музыкой служить революции. Он стремится к мелодичности, доступности, предпочитая простоту, напоминающую народные напевы. Любимый прием Хренникова — четырехстрочная станца, в которой слушателя захватывают легкая стихотворная структура, созвучные четкие рифмы. Критики упрекали композитора за это, но он не отказался от своего убеждения в том, что опера есть театр для широких масс.
Опера «Братья» позднее получила название «В бурю». В ходе переработки первоначального варианта основная тема не изменилась. Это драма простых людей среди будней бурной эпохи: из повседневной обстановки, словно монумент, возвышается тема борьбы двух братьев — сперва врагов, затем в ходе истории — друзей, и, наконец, союзников.
Наиболее значительные произведения Хренникова: «В бурю» (1937), балет «Хрустальная чаша» (1942), музыка к спектаклям «Много шуму из ничего» (1935) и «Дон-Кихот» (1940), Первая симфония (1934—1935), Вторая симфония (1941 — 1942), песни на слова
Пушкина и Бёрнса, опера «Мать» по роману Горького (1955), музыка к кинофильмам «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Верные друзья», «Кавалер Золотой звезды», «Донецкие шахтеры».