Юрий Александрович Шапорин
Глава №56 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюШапорин провел молодость в Петербурге, где учился в университете на юридическом факультете. Одновременно он занимался и музыкой, но лишь в 1913 году поступил в Петербургскую консерваторию. Первым его профессором был Глазунов. Затем он занимался у Николая Черепнина и Максима Штейнберга. Уже тогда, в годы учения, он проявлял большую тщательность в своих занятиях и исключительно высокую требовательность к себе. Характерно, что свои юношеские произведения он никогда не публиковал, считая их недостойными этого.
По окончании консерватории Шапорин работал композитором, дирижером, заведуюшим музыкальной частью в ленинградских театрах. К этому периоду относится его интермеццо к спектаклю «Фальстаф». Во время своей работы в театре молодой композитор приобрел большой опыт и уверенность в использовании отдельных инструментов и всего оркестра, а также в использовании различных приемов для подчеркивания эмоционального момента — от вызывающего хохот бурлеска до потрясающего драматизма.
К этой многосторонней работе прибавилась и музыка для кино. В 1924—1927 годы композитор сочинил две сонаты для фортепиано, цикл романсов на стихи Пушкина и симфонию.
К этому же периоду относится и тесная дружба Шапорина с исполином советской литературы Максимом Горьким. Шапорин любит вспоминать о музыкальной стороне этой связи, ибо Горький обладал неисчерпаемым запасом народных песен. Эта дружба во многом повлияла на формирование взглядов Шапорина на искусство, а именно, что важнейшая задача деятеля искусства состоит в выражении воли, мыслей и намерений народа. Если художник забудет этот основной закон, то непременно оторвется от публики. Ибо народ не только создает материальные блага, но и представляет собою неиссякаемую сокровищницу духовных благ.
Важнейшее произведение Шапорина — опера «Декабристы» — было написано в 1937 году. Композитор, о добросовестности, тщательности и суровой самокритике которого мы уже упоминали, работал над этой оперой в течение пятнадцати лет. Эта монументальная историческая драма покоится на двух основных мотивах: один — революционное движение, его трагический разгром и последствия его для русского государства; второй — безысходное положение русского крестьянства и, в связи с этим, жизнь русского общества в начале XIX столетия.
Наиболее характерная черта музыки Шапорина — ее тесная связь с народной песней. Шапорин — не революционер в искусстве. Он не стремится к коренному перевороту в русской оперной музыке. Те, у кого он учился, кого избрал себе за образец, принадлежат к школе Чайковского. Но Шапорин отнюдь не подражатель. И поэтому так важна его связь с народной песней: это здоровый корень, питающий жизненными соками его музыку.
Шапорина недаром называют летописцем русской истории и истории русской музыки. Его другое крупное произведение — симфония-кантата «На поле Куликовом» (1939) на слова стихотворного цикла Александра Блока (1880—1921). Эта оратория воспринимается как огромная музыкальная фреска одной из эпох русской истории.
В грандиозном произведении — оратории «Сказание о битве за Русскую землю» Шапорин прославляет героический подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Это произведение грандиозно не только по своей художественности, но и по своим размерам, так как для исполнения его требуется целых три часа. «Сказание о битве за Русскую землю» было создано на слова Симонова, Лозовского, Суркова и Фейнберга. Оратория начинается оркестровой интродукцией: нежный голос кларнета-соло рассказывает о родной земле. Затем следуют отдельные музыкальные главы: «Весеннее утро», «Письмо к другу» (стихи Симонова), «Вечная слава», «Баллада о партизанах», «Песня о Красной Армии».
Шапорин был удостоен многочисленных высоких наград. Но высшей наградой является для него постановка оперы «Декабристы» в Большом театре Союза ССР, репертуар которого украшают овеянные вечной славой имена Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Глинки.