Стравинский. Опера «Соловей»
Глава №51 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюЛирическая опера в трех действиях. Либретто Игоря Стравинского по сказке Андерсена.
Премьера — 26 мая 1914 г. в Париже.
Действующие лица: Соловей — сопрано; Повариха — сопрано; Рыбак — тенор; Китайский император — баритон: Камергер — бас; Бонза — бас: Смерть — альт; Японские послы — тенора.
Действие происходит в Китае, в сказочные времена.
Действие первое
Ночь на берегу моря. Рыбак развешивает свои сети. В вышине поет соловей. К берегу приближаются ученый бонза и камергер императора. Они хотят услышать небывалое чудо — вечернюю песню соловья.
Бонза и камергер пришли сюда в сопровождении молодых девушек, которые работают на дворцовой кухне. Они слышали, что его императорское величество выразил желание послушать крылатого ночного певца.
Соловей охотно соглашается последовать за камергером, бонзой и девушками на императорский двор, чтобы развеселить его величество своими песнями.
Интермеццо
Императорский двор в волнении. Министры, жрецы, прорицатели, придворные, повара, поварята, придворные дамы и слуги ждут чудесного соловья.
Действие второе
Все придворные собираются в большом приемном зале. Появляется и соловей. Его песни утешают в любом горе, прогоняют печальные думы. Не успела умолкнуть последняя чудесная песня соловья, как приходят японские послы. Они преподносят императору в подарок механическую птицу: если ее завести, то она поет так же, как настоящий соловей, но только в ее песне нет сердца.
Разинув рты, присутствующие с восхищением слушают заводную игрушку. Тем временем настоящий соловей расправил крылья и улетел из мира, где не умеют отличить подделку от истинного искусства.
Узнав про бегство соловья, император страшно рассердился и навеки изгнал его из своей страны.
Действие третье
В спальню императора стучится страшная гостья — смерть. В последнюю минуту прилетает изгнанный соловей и своей песней прогоняет ее.
Во дворце за стенами спальни ждет целая армия придворных. Им надо будет кратко оплакать старого императора и продолжительно приветствовать нового.
Специально поставленный для этого камергер тянет шнурок от занавеса, скрывающего постель императора. Все делают печальные лица, ведь за занавесом лежит мертвый владыка.
Занавес раскрывается и — о, чудо! — его императорское величество потягивается и весело желает собравшимся доброго утра.