Захарий Петрович Палиашвили

Глава №46 книги «Путеводитель по операм — 2»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Музыкальное образование связывает Палиашвили, грузина по происхождению, с классической русской музыкой. Его профессором в 1900—1903 годы был замечательный педагог Танеев. В 1903 году он возвращается на родину, обосновывается в Тбилиси. Там он организует филармонический оркестр, занимается преподаванием музыки, уделяет много времени собиранию грузинского музыкального фольклора и приступает к сочинению оперы «Абесалом и Этери».

Композитор изучает своеобразную грузинскую народную полифонию, выявляет в ней греческое и византийское влияние, систематизирует древние грузинские мелодии, «открывает» для европейского музыковедения древние музыкальные инструменты Грузии — конгуру, пандуру (струнные инструменты) и доли (род барабана). В ходе изысканий Палиашвили узнает о легендарном певце Саят Нова, бывшем во второй половине XVIII столетия ашугом грузинского царя Ираклия И. Перед исследователем — музыковедом и композитором — открылся чудесный мир грузинской поэзии, существовавшей два века назад.

Все эти нити создают ткань музыкального творчества Палиашвили. Знания, полученные у Танеева, полифонический склад музыки, основанный на культе Баха и Генделя, специфический колорит грузинских народных инструментов, древняя многоголосая культура в музыке грузинского народа, блеск, благородство и восточный колорит поэзии грузинских ашугов XVIII века, — все это сливается в художественное единство в произведениях Палиашвили.

Его первая опера — «Абесалом и Этери» — была показана в Тбилиси в 1919 году. Ее сюжет — древняя легенда о любви царевича к крестьянской девушке.

В 1923 году состоялась премьера оперы «Сумерки» («Даиси»), тема которой заимствована из грузинского героического эпоса.

В 1928 году Палиашвили написал третью оперу «Латавра».

Для характеристики Палиашвили приведем несколько строк из работы музыковеда Рены Моисеенко:

«Абесалом», «Даиси» и «Латавра» имеют энциклопедический характер и являются блестящим свидетельством существования грузинской музыки. Палиашвили с полным правом можно назвать грузинским Глинкой».

Творческая работа, начатая выдающимся грузинским композитором и музыковедом, не прекратилась с его смертью. Его ученики и сотрудники продолжают собирание и систематизацию грузинского фольклора. Эта работа, подобно труду золотоискателей, вылавливающих из груд песка золотые самородки, выявляет сокровища древней музыкальной культуры, ведущей нас на два тысячелетия назад, в прошлое культуры, в которой древнегреческие, византийские, палестинские, сирийские и армянские мелодии сочетаются в единую гармонию.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова