Отец русской музыки
Глава №8 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюПосле премьеры «Ивана Сусанина» всем становится ясно, что Глинки — тонкого любителя музыки, прославленного в обществе импровизатора и певца — больше нет. Вместо него появился Глинка — создатель русской национальной оперы, вступивший в число великих мастеров века романтизма. В этом отдавали себе отчет его современники и, в еще большей степени, последующие поколения. Едва ли появился бы Даргомыжский без своего гениального предшественника, а не имея перед собой эти замечательные примеры, вряд ли мог бы Стасов создать свою эстетику русской музыки, философию музыкального реализма. Без подобного молнии гения Глинки трудно было бы найти свою дорогу и членам «Могучей кучки»: Балакиреву, Мусоргскому, Бородину, Римскому-Корсакову и Кюи; без «Ивана Сусанина» и других шедевров Глинки невозможно также представить себе творчество Чайковского, в котором традиции Запада сплавлены с русскими интонациями.
Создатель «Сусанина» приступает к новой работе, но окружающие его условия все менее и менее способствуют творческим занятиям. Политическая атмосфера в стране становится все более невыносимой. Пушкина, давшего Глинке не только сюжет, но и набросок либретто следующей оперы — «Руслана и Людмилы», убивают на подстроенной дуэли. Вскоре после этого расправляются и с Лермонтовым, шедшим по следам Пушкина. В эти годы Глинка, кроме того, остро переживает семейный разлад и страдает от множества действительных или воображаемых болезней. Его работа подвигается медленно и трудно. Причина этому кроется не только во внешних обстоятельствах, но и в характере нового произведения. Глинка окончательно порывает с итальянскими и французскими традициями оперной музыки. Он черпает все глубже из сокровищ гармонии русских крестьянских хоров, все больше отдается миру народных мелодий. Его оркестровая палитра на полвека вперед предвещает чудесный сказочный мир Римского-Корсакова. Прошло целых шесть лет, прежде чем он закончил свою вторую оперу — «Руслана и Людмилу». Задающие тон аристократические круги реагируют на этот шедевр абсолютным неприятием. Даже прогрессивные литераторы, музыканты и деятели искусства были несколько озадачены этой революционно смелой музыкой. Ведь в ней то здесь, то там звучали те целотональные гаммы, которые через посредство Мусоргского вдохновили впоследствии и Клода Дебюсси.
Разочарованный композитор снова покидает Россию и едет сначала в Париж, а затем в Испанию. В Париже, в одном из концертов Берлиоз исполняет оркестровые отрывки из «Руслана и Людмилы». Успех их был настолько велик, что Глинка устраивает затем собственный концерт, который вызывает много откликов. Во время пребывания в Париже Глинка знакомится с Мейербером. Эти встречи еще больше расширяют духовный горизонт русского композитора.
Интерес к фольклору приводит Глинку к решению познакомиться с музыкой и других народов, ибо именно из сравнения и сопоставления музыки различных народов развернется его теория музыки, которая позволит ему установить закономерности интервалов, аккордики и ритма русской народной песни.
Глинка отправляется в Испанию, где погружается в мир богатого и красочного испанского фольклора. Следы изучения испанской народной музыки видны в произведениях Глинки «Ночь в Мадриде», «Испанская увертюра» и «Арагонская хота».
Осенью 1847 года мы вновь видим композитора дома, но он задыхается в удушливой политической атмосфере царской России. Он снова собирается в путешествие, но получает первый жестокий урок от царских властей: его не пускают за границу. Совершенно нежелательно, чтобы влюбленный в народ и в народную музыку вольнодумец путешествовал по бурлящей от революций Европе.
В последующие годы Глинка писал мало. Молчание его прерывается лишь несколькими шедеврами: в 1848 году он сочиняет «Камаринскую», в 1852 году начинает, а потом бросает «Украинскую симфонию», набрасывает «Андалузские танцы» и пишет романсы на слова Мицкевича, Лермонтова, Пушкина, Гете и Жуковского.
В 1856 году царская полиция, наконец, разрешила Глинке выезд за границу. Он едет в Берлин, где его с распростертыми объятиями встречает Мейербер, который устраивает в честь великого русского композитора большой концерт. Через две недели после этого Глинка скончался, вероятно, от воспаления легких.
Останки великого композитора были перевезены на родину, где ему были устроены торжественные похороны в Александро-Невской лавре в Петербурге.
С тех пор прошло больше ста лет. Появились новые композиторы и новые направления в музыке, родились замечательные шедевры русской музыкальной драмы: «Борис Годунов», «Хованщина», «Князь Игорь», «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Сказка о золотом петушке», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; зазвучали великолепные концерты, балеты и симфонии Чайковского, Глазунова, Рахманинова и увенчивающее эти сто лет советское музыкальноеискусство, подарившее миру шедевры Шостаковича, Хачатуряна, Прокофьева, Кабалевского, Глиэра, Мясковского. Но все это не заслоняет имени Глинки, его произведений, памяти о нем. Композиторы, исполнители и миллионы любителей музыки в Советском Союзе и поныне смотрят на Глинку, как на отца русской классической музыки, пионера, который вместе с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским и Герценом провозгласил девизом русского искусства: «петь о народе — для народа».