Народное хоровое искусство
Глава №2 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ предыдущей главе мы несколько раз упоминали, что одним из главных источников творчества Глинки было хоровое искусство русского народа. Рассмотрим же более подробно основные черты крестьянского хорового пения.
В одном из трудов по музыковедению говорится, что русский народный хор поет, свободно импровизируя, и поэтому в его пении нет и следа механичности. В этом его огромное преимущество по сравнению с обученным хором, целиком подчиняющимся воле регента и передающим его концепцию и мир его чувств. Лучшая похвала обученному хору: «поет, как один человек». Руководитель хора — это волшебник или гипнотизер, мановением палочки вызывающий тончайшие оттенки пения. Но при этом мир личных чувств певца остается на заднем плане. Народный хор основан на совершенно другом принципе. Он состоит из певцов, которые подчеркивают свои чувства, свою личность, но заботятся и о том, чтобы и общее впечатление было совершенным. В песнях рабочих артелей каждый участник одновременно и исполнитель, и автор. Правда, запевала дает тон и этим влияет на стиль свободного варианта песни; но любой певец хора может выступить в роли запевалы. Таким образом, если идеал обученного хора состоит в подчинении коллектива личности регента, то идеал народного хора требует свободного слияния личностей в едином коллективе.