София Губайдулина

30.12.2010 в 15:12.

София Асгатовна Губайдулина / Sofia Gubaidulina

Родилась в Чистополе (Татарская АССР) 24 октября 1931 в интеллигентной татарско-русской семье; музыке обучалась в училище и консерватории в Казани. После окончания Казанской консерватории в 1954 (класс композиции А. С. Лемана, класс фортепиано Г. М. Когана) поступила в Московскую консерваторию, которую окончила в 1959 по классу композиции Н. И. Пейко, и затем занималась в аспирантуре у В. Я. Шебалина.

До начала 1990-х годов жила в Москве на положении «свободного художника»; в 1969–1970 работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки; сотрудничала с разными киностудиями. С начала 1990-х годов живет в Германии. Лауреат ряда иностранных и российских премий, почетный член берлинской Академии искусств.

Обычно Губайдулину помещают в «первой тройке» советского авангарда 1960–1980-х годов, сразу вслед за Э.Денисовым и А.Шнитке. Первым представительным ее сочинением стала кантата «Ночь в Мемфисе» для меццо-сопрано, мужского хора и оркестра на древнеегипетские тексты (1968). В дальнейшем она отдавала предпочтение инструментальным формам сравнительно небольших масштабов, часто с оригинальным составом инструментов (исключением является большая симфония в 12 частях под названием «Слышу… Умолкло…», 1986).

С конца 1980-х годов в ее творчестве вновь появляются вокально-инструментальные композиции; в их числе «Аллилуйя» для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов, 1990; кантата «Из Часослова» на стихи Р. М. Рильке, 1991; кантата «Теперь всегда снега» на стихи Г. Айги (1993) и одна из последних работ — масштабные «Страсти по Иоанну» (2000), написанные по заказу города Штутгарта в ознаменование 250-летия со дня смерти И. С. Баха.

Критики отмечают в творчестве Губайдулиной взаимодействие западных и восточных традиций; ее стиль свободен, подвижен и не принадлежит к какому-либо определенному направлению. Характерные черты почерка Губайдулиной — высокая духовная концентрация, стремление к архитектоническому совершенству формы, чуткость к тембровости, к звуку как таковому. По ее собственным словам, музыка 20 в. «часто обращается к нематериальным процессам, доходя порой до порога молчания».

С 1992 года Губайдулина жила в Аппене под Гамбургом; имела российское и германское гражданства. Скончалась 13 марта 2025 года на 94-м году жизни.

Произведения

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2025 Проект Ивана Фёдорова