Опера Рахманинова «Франческа да Римини»

Francesca da Rimini

02.06.2011 в 13:36.
«Франческа да Римини»

ФРАНЧЕСКА ДА РИМИНИ — опера С. Рахманинова в 1 д. (2 к.) с прологом и эпилогом, либретто М. Чайковского. Премьеры первых постановок: Москва, Большой театр, 11 (24) января 1906 г., под управлением автора (в один вечер с оперой Рахманинова «Скупой рыцарь»); там же, 27 сентября 1912 г., под управлением Э. Купера.

Замысел оперы на сюжет эпизода V песни «Ада» из «Божественной комедии» Данте возник в конце 1890-х гг. Тогда М. Чайковский сделал набросок сценария и либретто для Римского-Корсакова и Лядова, но они остались равнодушными к этой теме. На сюжет «Франчески» написан ряд опер (в том числе Э. Направника), но произведение Рахманинова отличается сжатостью, внутренним драматизмом, одухотворенным лиризмом, являясь, наряду с симфоническими произведениями Листа (Данте-симфония) и Чайковского («Франческа да Римини»), лучшим воплощением этой темы. Пролог и эпилог, обрамляющие действие, развертываются в аду. Поэт Данте и сопровождающий его Вергилий спускаются в бездну. Вихрь мчит тени грешников, среди них — Паоло и Франческа. Их рассказ оживает в действии.

Владыка Римини Ланчотто Малатеста, жестокий и уродливый тиран, женат на прекрасной Франческе, которая любит его брата Паоло и любима им. Желая проверить справедливость своих подозрений, Ланчотто объявляет, что отправляется в поход; на самом же деле он следит за влюбленными. Франческа и Паоло, читая книгу о любви рыцаря Ланселота к прекрасной Джиневре, охвачены всепобеждающим чувством. Ланчотто убивает влюбленных. Тени их, неразлучные и в смерти, уносит адский вихрь.

Музыка полна высокого лиризма и драматизма. Несомненна связь структуры произведения (адский вихрь, мчащий тени в прологе, затем рассказ о горестной любви Франчески и Паоло и об их злодейском убийстве и снова адский вихрь в эпилоге) со структурой одноименной симфонической поэмы Чайковского. По тонкости музыкального письма «Франческа» — одно из лучших произведений Рахманинова. Вследствие неудачного либретто она не сделалась репертуарной, однако время от времени ставилась — например, в филиале Большого театра в 1956 г. (под управлением А. Мелик-Пашаева, режиссер Б. Покровский; Д. Дян — Франческа); спектакль был возобновлен в 1973 г. (под управлением М. Эрмлера; Г. Вишневская — Франческа, Е. Нестеренко — Ланчотто, А. Масленников — Паоло); новая интерпретация Б. Покровского относится к 1998 г. Зарубежные постановки были осуществлены в Дрездене (1994, режиссер П. Устинов) и Париже (1995, дирижер Е. Семков).

А. Гозенпуд

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова