Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева
«Александр Невский». В симфоническом концерте вам довелось услышать
испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты
Бетховена. А школьный хор к очередному празднику
разучивает новые песни.
Зачем понадобилось такое перечисление? Здесь специально названы
произведения очень разные - разные и по жанру, и по форме. Что же
такое - форма в музыке?
Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности
построения музыкального произведения: соотношение и способы
развития музыкально-тематического материала, соотношение и
чередование тональностей. Конечно, каждое музыкальное произведение
обладает своими неповторимыми чертами. Но все же на протяжении
нескольких веков развития европейской музыки сложились определенные
закономерности, принципы, по которым строятся отдельные типы
произведений.
С одной из музыкальных форм вы все, без сомнения, очень хорошо
знакомы. Это куплетная форма, в которой пишутся песни (ей посвящен
рассказ о слове «куплет»). Сходна с ней ведущая от
нее свое происхождение старинная форма рондо.
Основаны они на двух (или - в рондо - нескольких) различных
тематических материалах. Форма в таких случаях строится на
сопоставлении, развитии, а иногда и столкновении этих часто
контрастных, а порою даже конфликтных тем.
Распространены в музыкальной практике также трехчастная и
двухчастная формы. Трехчастная строится по схеме, которую принято
изображать буквами так: АВА. Это означает, что начальный эпизод в
конце, после контрастного ему среднего эпизода, повторяется. В этой
форме пишутся средние части симфоний и
сонат, части сюит, различные инструментальные пьесы,
например, многие ноктюрны, прелюдии и мазурки
Шопена, песни без слов
Мендельсона, романсы русских и зарубежных
композиторов. Двухчастная форма распространена меньше, так как
имеет оттенок незавершенности, сопоставления, словно бы «без
вывода», без итога. Схема ее: АВ.
Существуют и музыкальные формы, основанные на одной только теме.
Это, прежде всего, вариации, которые точнее
можно назвать темой с вариациями. Кроме того, на одной теме
построены многие формы полифонической музыки, такие как фуга,
канон, инвенция, чакона и пассакалья. С ними вас знакомят рассказы
«полифония», «фуга»,
«вариации».
Встречается в музыке и так называемая свободная форма, то есть
композиция, не связанная с установившимися типовыми музыкальными
формами. Чаще всего композиторы обращаются к свободной форме при
создании программных произведений, а также при
сочинении всевозможных фантазий и попурри на заимствованные темы.
Правда, часто и в свободных формах присутствуют черты трехчастности
- наиболее распространенной из всех музыкальных построений.
Не случайно и самая сложная, высшая из всех музыкальных форм -
сонатная - в основе своей также трехчастна. Ее главные разделы -
экспозиция, разработка и реприза - образуют сложную трехчастность -
симметричное и логически завершенное построение. Об этом вы
прочтете в рассказе, посвященном сонате.
Л. В. Михеева
Применительно к музыке о форме говорят в двух аспектах. В широком форма - это звуковое воплощение произведения: от характера интонаций и подбора тембров - до общей композиции и гармонического языка. Каждая нота и каждая пауза несут свою нагрузку, все влияет на содержание целого.
В более узком, технологическом смысле формой называют строение сочинения, его композиционную структуру. На протяжении развития профессиональной европейской музыки откристаллизовалось определенное количество музыкальных форм, которые, с одной стороны, отвечают оптимальным возможностям человеческого восприятия, с другой - вмещают огромное разнообразие музыкальных "сюжетов", типов музыкальной драматургии. Многие принципы повторяются в разных формах: контраст материала, повтор, варьирование. Основные музыкальные формы сложились в XVII-XVIII веках. С различными изменениями и модификациями они продолжают жить и в современной музыке. Бывают и так называемые свободные формы. Но они, во-первых, обычно содержат черты тех или иных устоявшихся форм, а во-вторых, все равно ставят автора перед необходимостью найти некую убедительную, логичную драматургию. Наиболее распространены следующие формы: двухчастная, трехчастная, вариационная, рондо, соната, фуга.
М. Г. Рыцарева