Опера Моцарта «Свадьба Фигаро»
Le Nozze di Figaro
12.01.2011 в 18:59.Музыкальная комедия в четырех действиях; либретто Л. Да Понте по комедии П. О. Карона де Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
Первая постановка: Вена, «Бургтеатр», 1 мая 1786 года.
Действующие лица:
граф Альмавива (бас), графиня Альмавива (сопрано), Сюзанна (сопрано), Фигаро (бас), Керубино (меццо-сопрано), Марцелина (меццо-сопрано), дон Базилио (тенор), дон Курцио (тенор), дон Бартоло (бас), Антонио (бас), две девушки (сопрано), крестьяне и крестьянки, гости, охотники, слуги.
Действие происходит в XVIII веке, в замке близ Севильи.
Действие первое
Комната в замке Альмавивы. Утро дня свадьбы Фигаро, слуги графа Альмавивы, и Сюзанны, камеристки графини. Сюзанна, примеряя перед зеркалом свадебный наряд, побаивается, как бы сюда не вошел граф (дуэт «Se a caso madama»; «Как только графиня»). Граф хочет воспользоваться в отношении Сюзанны «правом первой ночи». Фигаро решает быть начеку («Se vuol ballare»; «Если захочет барин попрыгать»). Появляются Бартоло и Марцелина, затем Керубино, юный паж графа, застигнутый им с дочерью садовника Барбариной и уволенный. Какое горе для юноши; он не увидит больше ни Сюзанну, ни графиню, по которой вздыхает. Выхватив из рук Сюзанны ленту ее госпожи, Керубино дарит ей взамен песню собственного сочинения («Non so piu cosa son, cosa faccio»; «Рассказать, объяснить не могу я»). Появляется граф, и Керубино прячется. Граф любезничает с Сюзанной, но, услышав голос Базилио, тоже прячется. Базилио намекает Сюзанне на любовь Керубино к графине. Услышав об этом, граф выходит из своего укрытия и в гневе требует немедленно прогнать соблазнителя (терцет «Cosa sento! Tosto andate»; «Что я слышу! Этот мальчик — соблазнитель»). Фигаро приводит крестьян, которые рассыпают перед графом цветы: такова обычная благодарность народа за отмену «права первой ночи», объясняет хитрый слуга. Альмавиве ничего не остается, как смириться. Но он требует, чтобы Керубино отправился в полк. Фигаро описывает ему радости, правда весьма скромные, воинской жизни («Non piu andrai farfallone amoroso»; «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный ».).
Действие второе
Комната графини. Она оплакивает былое счастье («Porgi, amor, qualche ristoro»; «Бог любви, сжалься»). Сюзанна и Фигаро предлагают ей план: в руки графа попадет записка, в которой графиня назначает свидание другому, а на свидание с самим графом вместо Сюзанны придет переодетый в ее платье керубино. Фигаро уходит. Женщины начинают переодевать пажа, который поет графине любовную арию («Voi che sapete»; «Сердце волнует»). Внезапно является граф, только что прочитавший записку графини. Керубино прячется в соседней комнате, и граф хочет взломать дверь. В его отсутствие Сюзанна выпускает Керубино и запирается вместо него. Альмавива грозит пажу, думая, что это он прячется за дверью («Esci ormai, garzon malnato»; «Выходи, мальчишка дерзкий»). Увидев в комнате Сюзанну, он просит прощения у жены. Между тем Бартоло, Марцелина и Базилио приносят письменное обязательство Фигаро, по которому в случае неуплаты долга он должен жениться на Марцелине. Свадьба его с Сюзанной отложена.
Действие третье
Сюзанна, сговорившись с графиней, назначает графу свидание (дуэт «Crudel! Perche finora»; «Скажи, зачем же долго так томила ты меня»). Во время судебного разбирательства выясняется, что Фигаро — сын Бартоло и Марцелины, похищенный в детстве пиратами. Марцелина и Бартоло решают пожениться. Графиня закалывает своей булавкой записку, написанную Сюзанной для графа (дуэт «Che soave zefiretto»; «Жду, лишь только ветерок»).
Действие четвертое
Сад ночью. Барбарина ищет булавку, которую граф передал через нее Сюзанне («L'ho perduta, me meschina»; «Уронила, потеряла»). Фигаро начинает подозревать свою невесту в измене. В темноте появляются Сюзанна и графиня, поменявшиеся нарядами. Сюзанна решает наказать Фигаро за его подозрения («Giunse alfine il momento»; «Наступает мгновенье»). Разыскивающий Барбарину Керубино пытается обнять графиню, которую он принимает за Сюзанну. Граф любезничает с женой. Фигаро и Сюзанна после короткой перепалки решают подшутить над графом, который принимает Сюзанну за графиню и немедленно бьет тревогу (финал «Pian, pianin le andro piu presso»; «Потихоньку приближаться»). Вскоре все объясняется. Альмавива просит прощения у жены.
Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
СВАДЬБА ФИГАРО (Le nozze di Figaro) — опера-буффа В. А. Моцарта в 4 действиях, либретто Л. да Понте. Премьера: Вена, 1 мая 1786 г., под управлением автора.
Когда Моцарт задумал написать «Свадьбу Фигаро», уже существовали произведения на тему «Севильского цирюльника» — Дж. Паизиелло (1782), Ф. Л. Бенды и др. Принято считать, что успех оперы Паизиелло побудил Моцарта обратиться ко второй пьесе Бомарше о Фигаро. Возможно, этот мотив сыграл известную роль, но, конечно, он не был решающим. Популярность обеих пьес Бомарше, их художественное совершенство, остроумие и прежде всего социальная острота привлекли симпатии Моцарта — человека и художника, сознававшего унизительное положение музыканта в феодальном обществе. Образ Фигаро, представителя поднимающегося третьего сословия, выступающего на защиту человеческого достоинства, олицетворял демократические идеи своего времени. Однако в Австрии комедия Бомарше была запрещена, и, чтобы добиться разрешения на постановку оперы, необходимо было пойти на уступки цензуре. Поэтому при переделке комедии в либретто пришлось опустить многие реплики Фигаро. Однако не эти сокращения текста определяют характер произведения, сохранившего антифеодальную направленность комедии Бомарше.
В опере ярко выражена идея превосходства умного, предприимчивого и смелого выходца из народа над развратным, надменным и лицемерным дворянином. Моцарт не только сохранил основные и важнейшие идейные мотивы комедии; он переосмыслил, углубил и обогатил образы героев, смело драматизировал действие. Графиня у него чувствует глубже и тоньше, чем в комедии. Ее переживания носят драматический характер, хотя она остается персонажем комической оперы. Обогащены и чисто буффонные образы, как, например, Марцелина. В тот момент, когда она узнает, что Фигаро ее сын, мелос ее партии неузнаваемо меняется: искреннее, взволнованное чувство вытесняет привычные для комедийного персонажа интонации. Новое понимание системы оперной драматургии нашло выражение в расширении роли ансамблей: в опере Моцарта их количество (14) равно числу арий. Если раньше действие раскрывалось в речитативах, а арии и ансамбли являлись как бы остановкой в развитии сюжета, то у Моцарта они также движут действие. По неисчерпаемости вдохновения, редчайшей выразительности «Свадьба Фигаро» — важнейшая веха в истории мирового музыкального театра.
Первые представления в Вене, которыми дирижировал автор, прошли с успехом, но недруги композитора добились снятия «Фигаро» с репертуара. Последовавшая вслед за этим постановка в Праге (декабрь 1786 г.) имела триумфальный успех. С этого момента начинается вечная жизнь гениальной оперы. Она обошла весь мир. В основных партиях выступали крупнейшие артисты. Перечислить их — значит назвать едва ли не всех выдающихся певцов XVIII-XX вв. Среди дирижеров лучший интерпретатор партитуры — Б. Вальтер.
Царская цензура, враждебно относившаяся к пьесе Бомарше, долгое время не допускала оперу Моцарта на русскую сцену. Немецкая труппа поставила ее 31 января 1815 г. в Петербурге. На итальянском языке она была впервые исполнена в Петербурге 13 января 1851 г. при участии Ф. Персиани, А. Тамбурини, Н. Росси. В 1875 г. П. Чайковский отредактировал речитативы и перевел текст «Свадьбы Фигаро» для спектакля учащихся Московской консерватории, состоявшегося 5 мая 1876 г. С тех пор опера Моцарта обычно исполняется в России в переводе Чайковского.
На императорскую сцену «Свадьба Фигаро» была допущена поздно: 25 сентября 1901 г. состоялась ее премьера в Мариинском театре под управлением Э. Крушевского. 23 ноября 1926 г. она была впервые исполнена в московском Большом театре под управлением М. Ипполитова-Иванова, 19 мая 1936 г. — в ленинградском Малом оперном под управлением Ф. Штидри. Шла «Свадьба Фигаро» в Театре Петербургской консерватории и на ряде периферийных сцен.
На Западе выдающиеся постановки были осуществлены в Вене (1906, под управлением Г. Малера) и Риме (1964, режиссер Л. Висконти), на Зальцбургском фестивале (1972, под управлением Г. фон Караяна), в Версале (1973, под управлением Г. Шолти, режиссер Дж. Стрелер) и Лондоне (1987, режиссер Й. Шааф; К. Дездери — Фигаро). В 1995 г. опера была поставлена в московском Большом театре (дирижер П. Феранец, режиссер И. Херц).
А. Гозенпуд
Публикации
- «Свадьба Фигаро» в постановке Мартина Кушея на Зальцбургском фестивале (belcanto.ru) (28.07.2023 в 23:33)
- «Свадьба Фигаро» Моцарта в Венской государственной опере (belcanto.ru) (26.06.2023 в 12:18)
- Жмурки Фигаро: о новой постановке «Свадьбы Фигаро» в Мюнхене (belcanto.ru) (11.07.2019 в 18:53)
- Премьера «Свадьбы Фигаро» в весеннем Улан-Удэ (belcanto.ru) (20.04.2018 в 15:38)
- Вторая New Opera World: от энтузиазма к настоящему искусству (belcanto.ru) (11.08.2017 в 16:41)
- На VII Минском международном Рождественском оперном форуме (operanews.ru) (26.12.2016 в 20:08)
- Премьера оперы «Свадьба Фигаро» на сцене Ла Скала (belcanto.ru) (08.11.2016 в 00:56)
- Премьера «Свадьбы Фигаро» в Белорусском театре оперы и балета (operanews.ru) (12.09.2016 в 20:44)
- Северная свадьба (belcanto.ru) (23.11.2015 в 10:20)
- «Свадьбе Фигаро» Моцарта в Берлинской «Дойче Опер» почти 37 лет! (belcanto.ru) (27.10.2015 в 19:03)
- Лондонский сезон продолжился весело (operanews.ru) (12.10.2015 в 20:55)
- Зальцбург — 2015. Впечатления (operanews.ru) (31.08.2015 в 23:53)
- Звёзды оперы: Александр Виноградов (belcanto.ru) (30.06.2015 в 13:03)
- Премьера «Свадьбы Фигаро» в Опере Фландрии (belcanto.ru) (24.06.2015 в 22:39)
- Премьера «Свадьбы Фигаро» в Большом театре (operanews.ru) (04.05.2015 в 20:02)
- «Свадьба Фигаро» в Большом: разминка после подвига (operanews.ru) (04.05.2015 в 20:02)
- «Свадьба Фигаро» Моцарта в Большом: двадцать лет спустя (belcanto.ru) (03.05.2015 в 23:37)
- Еще раз о мюнхенской «Свадьбе Фигаро» (operanews.ru) (29.12.2014 в 22:25)
- Вечера в Английской национальной опере (operanews.ru) (24.11.2014 в 15:49)
- Трансляция «Свадьбы Фигаро» из Мет (belcanto.ru) (22.11.2014 в 15:15)
- Премьера «Свадьбы Фигаро» в «Новой Опере» (belcanto.ru) (15.10.2014 в 13:43)
- Премьера «Свадьбы Фигаро» в Новой опере (operanews.ru) (13.10.2014 в 20:49)
- Метрополитен-опера открывает новый сезон «Свадьбой Фигаро» (operanews.ru) (06.10.2014 в 16:36)
- О новом сезоне трансляций из «Метрополитен» (belcanto.ru) (06.09.2014 в 17:56)
- На летнем фестивале Баварской оперы (operanews.ru) (11.08.2014 в 20:28)
- «Свадьба Фигаро» на летнем фестивале в Мюнхене (belcanto.ru) (11.08.2014 в 20:27)
- Пермскую «Свадьбу Фигаро» сыграли в Москве (operanews.ru) (30.03.2014 в 22:00)
- Вырабатывая моцартовский стиль (operanews.ru) (02.02.2014 в 15:28)
- Бездумный успех «Безумного дня» (operanews.ru) (06.10.2013 в 20:44)
- «Свадьба Фигаро» в ММДМ (operanews.ru) (28.04.2013 в 15:39)
- Vivat, Tiroler Festspiele Erl! (operanews.ru) (20.01.2013 в 21:09)
- Свадьба Фигаро или сон Эвелино? (operanews.ru) (18.11.2012 в 20:26)
- «Свадьба Фигаро» в Опере Бастилии (belcanto.ru) (26.10.2012 в 19:28)
- Сделано в «Ла Скала»: «Свадьба Фигаро» Моцарта (belcanto.ru) (04.04.2012 в 12:47)
- Ещё один моцартовский шедевр в «Ковент-Гардене» (operanews.ru) (26.02.2012 в 20:12)
- «Свадьба Фигаро» в Мариинском театре (belcanto.ru) (02.02.2012 в 14:51)
- «Свадьба Фигаро» в лондонском «Холланд-парке» (operanews.ru) (24.07.2011 в 17:29)
- Клаус Гут завершил трилогию Да Понте в Зальцбурге (belcanto.ru) (01.10.2009 в 15:36)
- «Херувимская» Моцарта? (operanews.ru) (27.09.2009 в 19:17)
- Завершился VIII Московский Пасхальный фестиваль (belcanto.ru) (14.05.2009 в 17:17)
- Новосибирская опера представила «Свадьбу Фигаро» на «Золотой маске» (belcanto.ru) (02.04.2008 в 15:29)