Опера Даргомыжского «Эсмеральда»

02.06.2011 в 15:16.

Константин Егорович Маковский. Портрет композитора Даргомыжского

ЭСМЕРАЛЬДА — опера А. Даргомыжского в 4 д. (7 к.), либретто В. Гюго по его роману «Собор Парижской Богоматери», русский перевод композитора, А. Башуцкого и Н. Акселя (Линдфорса). Премьеры первых постановок: Москва, Большой театр, 5 декабря 1847 г.; Петербург, Театр-цирк, 29 ноября 1851 г.

Роман Гюго послужил основой для многих опер. Первая среди них — «Эсмеральда» Луизы Бертен на либретто самого Гюго, поставленная в Париже в 1836 г. (в сочинении музыки принял участие Берлиоз). За ней последовали сочинения А. Маццукато, Ю. Понятовского, Ф. Лебо, Ф. Кампаны, А. Г. Томаса, Франца Шмидта и др. Все они оказались нежизнеспособными, не выдержав соперничества с балетом Ц. Пуни.

«Эсмеральда» Даргомыжского — раннее произведение композитора, в котором автор только нащупывал принципы своей оперной драматургии. И в то же время она свидетельствует о плодотворности исканий. В либретто, написанном Гюго для Бертен, ослаблена антифеодальная направленность романа. Дополнительные изменения в текст внесла русская цензура: так, Клод Фролло из архидьякона превратился в синдика. В опере все действие сконцентрировано на истории цыганки Эсмеральды, которую пытается похитить влюбленный в нее Клод Фролло. Девушку спасает молодой офицер Феб де Шатопер, но Клод, обуреваемый ревностью, тяжело ранит соперника. Эсмеральду обвиняют в покушении на убийство ее возлюбленного. Она отвергает предложение Фролло спасти ее в обмен на любовь. Когда ее ведут на казнь, на площади появляется Феб, изобличает настоящего преступника и умирает в объятиях Эсмеральды. Все его поведение и развязка в опере ничуть не похожи на события «Собора Парижской Богоматери».

Даргомыжский сумел правдиво передать атмосферу действия, жизнь средневекового Парижа. Наиболее ярок образ Клода Фролло, человека неукротимых страстей. Сцена в темнице, куда он приходит к Эсмеральде, по психологическому мастерству и драматизму, несомненно, самая сильная. Выразителен речитатив, гибко передающий мысли и чувства героев, опера богата ариозными построениями, ансамблями, хорами. В ней уже угадывается будущий творец "Русалки".

«Эсмеральда» не сразу нашла путь к зрителю: лишь через восемь лет после написания состоялась ее премьера. «Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания,— писал композитор,— и в самые кипучие годы жизни, легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность».

Первая постановка большого успеха не имела. Верстовский, стоявший во главе московской конторы императорских театров, отнесся к сочинению Даргомыжского без всякого сочувствия. Он писал А. Гедеонову накануне премьеры: «За постоянный успех оперы ручаться трудно, в ней много принесено в жертву учености. Слушая внимательно музыку, невольно убеждаешься, что она писана под каким-то влиянием музыки Глинки». Для Верстовского, Гедеонова и многих их современников влияние Глинки и ученость были понятиями отрицательными. Но, вопреки предсказаниям и холодному приему премьеры, «Эсмеральда» на последующих представлениях прошла с успехом. Успех сопутствовал и постановке в Петербурге, где партию Клода мастерски исполнял О. Петров. И все же опера не закрепилась в репертуаре и после 1866 г. не исполнялась. Возрождение ее наступило лишь почти через столетие. По рукописи была впервые опубликована партитура, В. Сибирским восстановлены утраченные эпизоды, и наконец в этой редакции (в 3 д., 9 к.) состоялась премьера 7 июня 1958 г. на сцене ленинградского Малого оперного театра под управлением Ю. Богданова (режиссер Э. Каплан; Т. Лаврова — Эсмеральда). Однако и на этот раз удержаться в репертуаре опера не смогла.

А. Гозенпуд

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова