Опера Монюшко «Страшный двор» («Зачарованный замок»)

Straszny dwor

29.05.2011 в 16:27.

ЗАЧАРОВАННЫЙ ЗАМОК / Страшный двор / Таинственный замок (Straszny dwor) — опера С. Монюшко в 4 д. с прологом, либретто Я. Хенциньского по рассказу К. Вуйцицкого. Премьера: Варшава, 28 сентября 1865 г.; на русской сцене (под названием «Страшный двор») — Киев, 1873 г.

Эта опера после "Гальки" — вершинное достижение композитора. Хотя она была начата в 1861 г., Монюшко вплотную приступил к сочинению лишь в конце 1863-го. Трагические события польского восстания, последовавшие за ним казни и ссылки не благоприятствовали работе в комическом жанре.

Тема «Зачарованного замка» заимствована из сборника «Старые рассказы и картинки» К. Вуйцицкого. Из этого источника взята лишь основная сюжетная линия: два молодых воина дали обет никогда не жениться и, разумеется, нарушили его. Композитор и либреттист создали яркую картину старопольской жизни (действие происходит в XVIII в.) и развернули на ее фоне галерею лирических, характерных, жанровых образов. Несомненна связь оперы с драматургией А. Фредро (с его комедией «Девичьи обеты», в которой клятву никогда не вступать в брак приносят девушки). Авторы, стесненные условиями цензуры, только намеками могли говорить о былом величии и славе Польши. Патриотическая тема сильно выражена в музыке, переосмысляющей анекдотическую фабулу.

Два брата-воина, Стефан и Збигнев, прощаясь с товарищами по оружию, приносят клятву никогда не жениться («Жен не будет в нашем доме»), чтобы по первому зову отчизны снова отправиться на войну. Братья возвращаются в родную усадьбу, полные решимости сохранить верность присяге. Этому хочет помешать их тетка Чесникова, решившая во что бы то ни стало женить молодых людей и нашедшая, не спросив их согласия, невест. Стефан и Збигнев отвечают отказом. Однако Чесникову пугает их намерение посетить замок Мечника, у которого на выданье две красавицы дочери. Чесникова решает напугать братьев рассказом о привидениях, бродящих в таинственном замке, но это лишь укрепляет молодых воинов в намерении отправиться в гости. Дочери Мечника Ганна и Ядвига в канун Нового года и предстоящего съезда гостей заняты гаданием. Судьба предназначает им женихов-воинов, что совсем не по душе увивающемуся за Ганной франту и пустослову Дамазы. Неугомонная Чесникова рассказывает дочерям Мечника небылицы о трусости Стефана и Збигнева, собирающихся посетить замок. Девушки решают подшутить над ними. Дамазы тоже хочет выставить братьев в смешном свете. Стефан и Збигнев приходят в замок. Ключник Сколуба пугает Мацея, их слугу, россказнями о том, что ночью испорченные часы-куранты начинают играть, а портреты прабабушек оживают. Мацей перепуган, так как портреты действительно оживают: это спрятавшиеся за ними девушки стращают его. На крик приходят братья и смеются над страхом слуги. Под звуки курантов Стефан вспоминает детство и умершую мать. Братья чувствуют, что они влюбились в молодых девушек. Снова оживают часы и портреты, и Стефан со Збигневым решают выяснить, что это значит. Мацей ловит Дамазы, который спрятался в футляре стоящих часов, а тот, чтобы выпутаться, рассказывает выдуманную историю о проклятии, будто бы тяготеющем над замком за совершенное его хозяином преступление. Приезжает «кулиг» (поезд саней), начинается праздничный вечер. Все недоразумения разъясняются. Зачарованным замок был прозван потому, что красота дочерей его владельцев не давала им долго засиживаться в невестах. Завистливые матушки и тетушки распустили слух о том, что здесь дело нечисто. Збигнев и Стефан открывают свою любовь девушкам, Мечник благословляет их. На теме присяги из 1-й к. звучит новый обет: «Будут жены в нашем доме».

Музыка «Зачарованного замка» — свидетельство полного расцвета таланта Монюшко, его мастерства лепки характеров и воссоздания атмосферы старопольского быта. Богато эмоциональное содержание оперы, широк ее диапазон — от героики (пролог) до тончайшей лирики, вершина которой — удивительная в своей пленительности сцена с курантами, полная грусти, поэзии и высокого благородства. В трудные годы, которых немало было в истории Польши, музыка этой сцены служила нравственной опорой для многих поляков. Ярко очерчены контрастные образы самодовольного, трусливого Дамазы, неугомонной Чесниковой, поэтичной и задумчивой Ядвиги и горделивой Ганны, обоих братьев. Романтичен колорит сцены мнимых привидений. Мастерски построены многочисленные арии и ансамбли. Музыка глубоко национальна, ритмы песен и танцев определяют весь ее строй.

«Зачарованный замок» завоевал широкую популярность в Польше. С большим успехом прошла премьера в Ленинграде, в Малом оперном театре, 30 мая 1953 г. (под названием «Таинственный замок»).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова