Опера Дзержинского «Тихий Дон»

Quiet Flows the Don

01.06.2011 в 20:09.

Иван Дзержинский (Ivan Dzerzhinsky) ТИХИЙ ДОН — опера И. Дзержинского в 4 д. (6 к.), либретто Л. Дзержинского по 1-й и 2-й книгам одноименного романа М. Шолохова. Премьеры первых постановок: Ленинград, Малый оперный театр, 22 октября 1935 г., под управлением С. Самосуда; Москва, Большой театр, 25 марта 1936 г., под управлением Н. Голованова; Москва, Музыкальный театр им. Немировича-Данченко, 31 мая 1936 г., под управлением Г. Столярова, художественный руководитель постановки В. Немирович-Данченко. Опера обошла большинство сцен Советского Союза. Премьера новой редакции: Ленинград, Малый оперный театр, 7 ноября 1947 г.

В основе произведения — события I ч. романа; в пору окончания оперы последняя книга его еще не была написана, судьба Григория оставалась неизвестной. Композитору и либреттисту пришлось самим домысливать финал — он не только не совпал с завершением романа, но и оказался противоположным. У Шолохова Григорий попадает в лагерь белогвардейцев и после победы Красной Армии, совершенно опустошенный, всем чужой, возвращается в родную станицу. В опере он бесповоротно связывает свою жизнь с революцией. В либретто судьбы героев упростились. В то же время благодаря тому, что авторы оперы и театр, помогавший композитору, сосредоточили внимание на главном и отказались от неосуществимого намерения вместить все события романа, действенная конструкция оказалась удачной. Основной конфликт — разрыв Григория Мелехова, выходца из богатой казачьей семьи, с его классом. Любовь к беднячке Аксинье — одна из причин этого разрыва. Григорий, ставший батраком и солдатом во время Первой мировой войны, проходит через все ее ужасы. В годы гражданской войны он оказывается на стороне большевиков; многое определяется личной драмой (вынужденный брак с нелюбимой Натальей, уход к Аксинье, разлука с ней, вызванная войной, «измена» Аксиньи), что углубляет и делает его образ более реалистичным.

В «Тихом Доне» — лучшей опере Дзержинского — ярко проявились и сильные и слабые стороны его таланта. Постижение народной песенности при отказе от цитатного использования фольклора, мелодическое дарование, острое чувство театральности, драматургической контрастности, умение схватить и метко выразить характерное получили здесь выражение. Песенность — самая сильная сторона произведения, в песне раскрываются и чувства отдельных героев, и чувства народа. Композитору удалось передать драматизм судьбы Григория и в особенности Аксиньи. Но в то же время удачи композитора ослабляются тем, что музыка лишена симфонического развития, а герои показаны в различных эмоциональных состояниях, но не во внутреннем движении. Недостаточно использовано богатство музыкальных форм, в частности автор полностью отказался от ансамблей.

Премьера «Тихого Дона» стала заметным событием в развитии советского музыкального театра. Постановки Малого оперного театра и Музыкального театра им. Немировича-Данченко ярко показали картину крушения старого и рождения нового уклада жизни. Особенно значителен спектакль, осуществленный под руководством Вл. Немировича-Данченко, он был отмечен жизненностью и психологической силой.

Впоследствии композитор написал оперу «Григорий Мелехов» (1967, также по роману М. Шолохова), где прослеживается дальнейшая судьба героя.

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова