Опера Гречанинова «Добрыня Никитич»

29.05.2011 в 13:46.

Гречанинов. "Добрыня Никитич". Ария Забавы (Антонина Нежданова)

Александр Тихонович Гречанинов / Alexander Gretchaninov

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ — опера-былина А. Гречанинова в 3 д. (4 к.), либретто автора по русским былинам.
Премьера: Москва, Большой театр, 14 (27) октября 1903 г., под управлением И. Альтани.

Композитор объединил сюжетные мотивы нескольких былин. Добрыня хочет освободить из плена у Змея Горыныча племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. Мать Добрыни Мамелфа Тимофеевна видит страшный сон, грозящий сыну бедой, и, чтобы предотвратить ее, дарит ему волшебный камень-самоцвет. Добрыня берет зарок со своей жены Настасьи: она должна ждать его шесть лет и, если он не вернется, может снова выйти замуж, но только не за Алешу Поповича, его названого брата. Алеша, добивающийся любви Настасьи, также решает отправиться в дорогу, хотя и боится чудовища. Добрыня убивает Змея Горыныча. Любовница оборотня Марина-чародейка заманивает в свой терем и Добрыню, и появившегося вслед за ним Алешу. Колдунья творит над спящим Добрыней заклятие. Пробудившись, богатырь под действием чар влюбляется в Марину и забывает о жене. Алеша торопится в Киев, чтобы объявить себя победителем Змея. Слышен голос тоскующей в плену Забавы; загорается камень-самоцвет, подаренный Добрыне матерью, богатырь освобождается от чар. Превратившаяся в птицу Марина улетает. Добрыня освобождает пленников Змея Горыныча. Алеша Попович хвастает в Киеве своей победой над Змеем, рассказывает о мнимой смерти Добрыни и заставляет Настасью стать его женой. Появляется калика-перехожий с гуслями и поет песню о жене, изменившей мужу. Этот калика — Добрыня. Алеша убегает. Входят освобожденные Добрыней пленники. Все славят победителя.

Гречанинов стремился опереться на традицию русской эпической оперы, восходящую к "Руслану и Людмиле" Глинки, "Князю Игорю" Бородина, "Садко" Римского-Корсакова. Но природе его таланта ближе лирика. Героического начала в опере нет, и центральный герой — богатырь Добрыня оказался сравнительно бледной фигурой. На первый план выдвинулся образ Алеши Поповича, охарактеризованный лирическими средствами. Многие ситуации повторяют то, что уже было много сильнее воплощено до Гречанинова. Не говоря об обольщении Ратмира девами Наины в «Руслане», достаточно вспомнить сцену Кащеевны и Ивана-царевича в Кащее Бессмертном Римского-Корсакова. Этим объясняется короткая сценическая жизнь оперы — даже участие Шаляпина и Неждановой не могло ее продлить. На концертной эстраде в наши дни исполняется песня Алеши «Расцветали цветики».

А. Гозенпуд

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова