Опера Пёрселла «Дидона и Эней»

Dido and Aeneas

12.01.2011 в 16:22.

The Meeting of Dido and Aeneas by Nathaniel Dance Holland (1735 – 1811)

Опера в трех действиях; либретто Н. Тейта.
Первая постановка: Лондон, женская школа-пансион Дж. Приста, Челси, 1689 год.

Действующие лица:

Дидона (сопрано), Белинда (сопрано), вторая дама (сопрано), колдунья (меццо-сопрано), первая ведьма (сопрано), вторая ведьма (сопрано), дух (меццо-сопрано), Эней (тенор), матрос (тенор), хоры придворных, ведьм, матросов (с танцами).

Действие происходит в Карфагене после падения Трои.

Действие первое

Царский дворец в Карфагене. Входит царица Дидона в сопровождении свиты, которая пытается успокоить ее («Shake the cloud from off your brow»; «Прочь гони печаль с чела»), но царица охвачена волнением из-за любви к Энею («Ah! Belinda, I am prest»; «О, о, что пророчит смутный трепет сердца»). Тот также появляется со свитой и просит руки Дидоны. Хор воспевает любовь, всеобщий восторг выражается и в танцах («То the hills and the vales»; «Светлый хор облаков»).

Действие второе

Пещера. Колдунья и две ведьмы замышляют расстроить союз Дидоны и Энея и уничтожить Карфаген в пламени пожара («Wayward sisters»; «Где вы, где вы, сестры зла»). Колдунья посылает Энею духа под видом Меркурия с приказом якобы от Юпитера оставить Карфаген («Stay, prince and hear great Jove's command»; «Стой! И внимай. Я — глас небес»). Приказ застигает Энея, Дидону, Белинду и свиту в лесу, на охоте, одновременно с бурей, насланной колдуньей. Эней в горести взывает к богам.

Действие третье

Матросы радуются скорому отплытию («Come away, fellow sailors»; «Эй, моряк! Поднимаем якоря»). Дидона признается Белинде, что скорый отъезд Энея повергает ее в скорбь. Эней пытается оправдаться перед ней, затем предлагает остаться наперекор воле богов, но Дидона велит ему уходить, решив умереть (дуэт «What shall lost Aeneas do?», «Я пришел тебе открыть...»). Держа за руку Белинду, царица умирает («Thy hand, Belinda...»; «О, дай мне руку», «Мной выбран путь»). Амуры разбрасывают лепестки роз и танцуют в сопровождении хора («With drooping wings ye Cupids come»; «Скорбя, поникли два крыла»).

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


ДИДОНА И ЭНЕЙ (Dido and Aeneas) — «маска» целиком для пения Г. Пёрселла в 3 д. с прологом, либретто Н. Тейта по «Энеиде» Вергилия. Первое исполнение (любительское): Челси, 1689 г. На оперной сцене впервые в полном виде: Лондон, 1704 г.

Большая часть сочинений Пёрселла для театра представляет собой музыку к драматическим спектаклям или относится к популярному тогда в Англии жанру «маски», сочетавшему музыкальные номера и разговорные сцены. «Дидона и Эней» — единственное у этого композитора и непривычное для его соотечественников музыкально-сценическое произведение без разговорных диалогов (что отразилось в авторском обозначении жанра).

Античное предание о любви карфагенской царицы Дидоны к Энею, спасшемуся из захваченной греками Трои, послужило одной из тем «Энеиды» Вергилия и вызвало к жизни множество опер. В их числе произведения Ф. Кавалли, Б. Паллавичино, цикл опер на либретто П. Метастазио, написанных Б. Галуппи, А. Скарлатти, Т. Альбинони, Л. Винчи, Э. Дуни, Н. Порпорой, И. Хассе, Н. Йоммелли, В. Чампи, Т. Траэттой, А. Сарти, Н. Пиччинни, П. Анфосси, П. Гульельми, Дж. Гадзанигой, Дж. Паизиелло, Ф. Паэром и др.

В прологе оперы Пёрселла (утраченном) изображалась встреча Феба и Венеры. Нереиды и тритоны славили богиню любви и красоты, в заключение следовал танец Весны, нимф и пастухов.

В Карфаген, где царствует Дидона, приплывают корабли Энея, одного из защитников Трои. Дидона полюбила его. Ничто не мешает союзу влюбленных, пока против него не восстают злые силы. Колдунья и подвластные ей волшебницы составляют заговор. Чтобы заставить Энея покинуть Дидону, один из слуг Колдуньи примет облик Меркурия, посланца Юпитера, и передаст Энею повеление царя богов отплыть к Италийской земле. Колдунья поднимет бурю, и корабли Энея потонут; гибель ждет и Дидону. Чародейки радуются горю людей. Чтобы ускорить несчастье, они решают напугать Энея и Дидону, находящихся на охоте, и вызывают грозу. Эней, получив повеление мнимого посланца Юпитера о немедленном отплытии, с отчаянием думает о предстоящей разлуке с возлюбленной. Колдунья и волшебницы торжествуют. Скорбное прощание Дидоны с Энеем. Троянец готов остаться, но Дидону ничто не может утешить. Она не верит в его любовь и кончает жизнь самоубийством.

Опера Пёрселла — одна из вершин музыкального искусства. Полное возвышенной скорби и красоты ламенто — ария Дидоны, прощающейся с жизнью; заклятия ведьм, являющихся Энею; сцена отплытия Энея; смерть Дидоны — все это принадлежит к гениальнейшим образцам английской и мировой музыки.

После долгого забвения опера была поставлена в 1895 г. Через много лет Б. Бриттен сделал новую ее редакцию, которая была исполнена под его управлением в 1951 г. в Лондоне. Одна из интересных интерпретаций последних десятилетий — спектакль на фестивале в Глайндборне в 1966 г. (Ж. Бейкер — Дидона).

В 1976 г. опера была экранизирована (режиссер Д. Делуш).

А. Гозенпуд

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова