Вокальный словарь. З

Глава №7 книги «Вокальный словарь»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

ЗАКРЫТЫЙ ЗВУК — образуется при пении с закрытым ртом. Этот вид пения широко применяется в процессе постановки голоса, способствуя возникновению ярких резонаторных ощущений в области головного резонатора (см. Носовая и придаточные полости). При пении с закрытым ртом образуется очень сильный импеданс, что помогает голосовым складкам в их сопротивлении подскладочному давлению. Исключение привычных артикуляционных движений позволяет сосредоточиться на оценке работы гортани и дыхания. Пение закрытым звуком можно осуществлять по-разному, меняя его тембр. В процессе пения необходимо контролировать, чтобы голос не зажимался и гортань не сковывалась. С этой целью часто употребляют пение на согласный н с приоткрытым ртом, когда челюсть и дно рта свободны. Закрытый звук при этом получается вследствие опускания нёбной занавески, перекрывающей ход в ротовую полость. Пение закрытым звуком на согласный м — распространенный колористический прием в хоровом исполнении, создающий специфическое приглушенное звучание хора; часто применяется в качестве аккомпанемента солисту. В хоровой практике пение с закрытым ртом используется в работе над дыханием, выравниванием строя. В нотах пение с закрытым ртом имеет следующие обозначения: a bocca chiusa (итал.), bouche fermee (фр.), «закр. ртом», крестиком над нотой, буквами (м, мм...).

ЗАПЕВ — начало хоровой песни, исполняемое одним или несколькими солистами, после чего вступает весь хор.

ЗАПЕВАЛА — певец, исполняющий запев хоровой песни; в народном хоре — ведущий певец, часто организующий и направляющий пение всего хора.

ЗВУК МУЗЫКАЛЬНЫЙ — наименьший элемент музыки. Его основные свойства — высота, громкость (см. Сила звука), длительность, тембр.

ЗВУКОВЕДЕНИЕ — в вокальном искусстве термин применяется для обозначения различных видов ведения голоса по звукам мелодии (напр., кантилена, портаменто, маркато и т. п.). Кантилена — основной вид звуковедения в пении. Вместе с голосообразованием звуковедение входит в понятие вокальной техники.

ЗЕВОК В ПЕНИИ — один из распространенных мышечных приемов, способствующий нахождению правильного положения гортани во время пения. Благодаря ощущению зевка мягкое нёбо активизируется и поднимается вверх, гортань опускается, задний отдел рта освобождается от скованности, излишнего напряжения. Высокие голоса, особенно женские (колоратурные и лирико-колоротурные сопрано), чаще употребляют «полузевок».

ЗИНГШПИЛЬ (нем. Singspiel, от singen — петь и Spiel — игра) — немецкая и австрийская разновидность комической оперы с чередованием музыкальных номеров и разговорных диалогов. На развитие немецкого зингшпиля оказала влияние английская балладная опера. Основоположником немецкого зингшпиля считается И. А. Хиллер («Лотхен при дворе», «Деревенский цирюльник»). Музыкальные номера зингшпилей Хиллера — это простые песни, куплеты, близкие народной песне. Музыка австрийских зингшпилей помимо песен, куплетов содержит арии, ансамбли, оркестровые фрагменты. Австрийский (венский) зингшпиль представлен именами И. Гайдна («Хромой бес»), К. Диттерсдорфа («Доктор и аптекарь»), В. Мюллера («Чертова мельница», «Сестры из Праги»). Вершиной австрийского зингшпиля являются оперы В. А. Моцарта «Бастьен и Бастьенна», «Похищение из сераля», «Волшебная флейта».

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ — основной вид пения в православной древнерусской церкви. Знаменами или крюками назывались певческие знаки, которыми записывались напевы.

Возникновение знаменного распева относят к ХII в. Знаменный распев строился и развивался в системе осмогласия — 8 гласов, каждый из которых представлял сумму диатонических попевок. с диапазоном, не больше кварты. Напевы, или погласицы, каждого из 8 гласов слагались из трех-четырех попевок. Погласицы не имели деления на такты, ритм напева определялся текстом; мелодика очень плавная, без резких скачков и хроматизмов. Исполнялся знаменный распев в унисон, а капелла. С XVI в. мелодии знаменного распева использовались в качестве основной мелодии в ранней форме многоголосия — так наз. строчном пении на 2, 3, 4 голоса. В XVII в. строчное пение было вытеснено партесным пением. Мелодика знаменного распева оказала влияние на творчество русских композиторов. А. П. Бородин, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов и др. обращались в своих произведениях к знаменному распеву.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова