Вокальный словарь. Г

Глава №4 книги «Вокальный словарь»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

ГЕТЕРОФОНИЯ (от греч. heteros — другой и phone — звук, голос) — вид многоголосия, возникающий при совместном исполнении одноголосной мелодии, когда в одном или нескольких голосах эпизодически происходят отступления от основного напева. Это явление обусловлено импровизационным характером исполнения, а также различными исполнительскими возможностями участников исполнения. В русском народно-песенном многоголосии развитие гетерофонии привело к образованию подголосочного многоголосия.

ГИГИЕНА ГОЛОСА — соблюдение певцом определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата. Нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности. Недопустимо длительное пение без перерывов, в несвойственной данному голосу тесситуре, злоупотребление высокими нотами, форсированное звучание. Следует избегать неумеренной речевой нагрузки, сильно утомляющей голос. Недопустимо пение в больном состоянии, а для женщин также во время менструаций. Для голосового аппарата вредны резкие смены температуры, жара, холод, пыль, духота. В холодное время года с разгоряченным после пения голосовым аппаратом нельзя тотчас выходить на улицу, необходимо несколько остыть. Рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла: острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного. Не следует петь сразу после принятия пищи, так как это мешает естественному дыханию. Необходимо исключить курение и употребление алкогольных напитков. Гигиена голоса неразрывно связана с жизненным режимом и общегигиеническими правилами. Важны периодические наблюдения за здоровьем голосового аппарата со стороны фониатра, знающего его особенности у данного певца.

ГИМЕЛЬ (от лат. gemellus — парный, двойной) — ранняя форма многоголосия в английской вокальной музыке, возникшая у кельтских народов около XIII в. Обычно в гимеле 2 голоса, которые движутся параллельными терциями, секстами, децимами.

ГИМН (от греч. hymnos) — торжественная песня. Существуют такие разновидности гимнов, как государственные, революционные, военные, религиозные, гимны, посвященные какому-либо событию. Государственный гимн является музыкальной эмблемой страны. В СССР с 1944 года принят Гимн Советского Союза на музыку А. В. Александрова. К революционным гимнам относится «Марсельеза» Руже де Лиля. «Интернационал» П. Дегейтера — партийный гимн КПСС (до. 1944 г. — Государственный гимн СССР). В хоровом, симфоническом, оперном творчестве нередко используется жанр гимна (хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, финал 9-й симфонии Л. Бетховена на текст оды Ф. Шиллера «К радости», «Гимн великому городу» из балета «Медный всадник» Р. М. Глиэра).

ГЛАСНЫЕ в пении — звуки, на которых осуществляется пение и раскрываются все певческие возможности голоса: красота тембра, длительность звучания, силовые ресурсы, диапазон. Пение возможно и на некоторых звучных (сонорных) согласных (к примеру, м, н). В русском языке шесть чистых гласных: а, о, у, э, и, ы. При добавлении звука и формируется ряд йотированных звуков: я, е, ё, ю, йи. Гласные в академической манере пения звучат более округло по сравнению с речью, обладая при этом необходимой звонкостью, металличностью и придавая пению льющийся характер. Эти качества связаны с постоянным наличием в тембре хорошо поставленного певческого голоса высокой и низкой певческих формант, а также устойчивого вибрато. Ровное в тембральном отношении звучание гласных в пении зависит от умения сохранять эти качества при переходе от одного гласного к другому, что практически достигается при сохранении единого «места звучания» голоса (единых резонаторных ощущений). Отсутствие такового делает голос пестрым. Если в гласном не хватает высокой певческой форманты, он звучит глухо, «заваленно», по-старчески, если нет низкой — звук становится открытым, «белым». У начинающих певцов, как правило, гласные звучат неровно — одни лучше, другие хуже. Для развития голоса отбираются наиболее вокально устроенные гласные звуки и к ним постепенно подстраиваются менее удачные (см. Фонетический метод). Выявляя наилучшие тембровые качества голоса на гласных, певец должен следить, чтобы они звучали полноценно, не нарушая естественности слова в соответствии с нормами языка (см. Орфоэпия).

ГЛИ (англ. glee — ликование) — английская вокальная пьеса а капелла для трех и более мужских голосов. Расцвет жанра гли относится к концу XVII — началу XIX в.

ГЛИССАНДО (итал. glissando, от фр. glisser — скользить) — исполнительский прием, заключающийся в переходе с одного звука на другой посредством плавного скольжения, без выделения отдельных промежуточных ступеней (см. также Портаменто). В нотной записи обозначается чертой или волнистой линией между начальным и конечным звуками.

ГЛОТКА — полость, располагающаяся за зевом, сообщающаяся при дыхании с носовой полостью и гортанью. В речи и пении отделяется от носовой полости поднятым мягким нёбом и входит в состав ротоглоточного канала. Глотка является подвижным резонатором, участвующим в образовании одной из двух формант. Ее объем может сильно меняться благодаря перемещению языка и опусканию или поднятию гортани. В пении глотка должна быть свободно и широко открыта. Глотка участвует в создании импеданса и осуществлении прикрытия звука.

ГОЛОВЩИК — в русском церковном хоре певец, исполнявший соло, а также начало песнопения в качестве запева. Головщик должен был обладать хорошим музыкальным слухом, знать хоровое пение. Название «головщик» использовалось до XVII в. и было упразднено в связи с возникновением нового стиля многоголосия — партесного пения.

ГОЛОС

1) Звуки, производимые голосовым аппаратом и служащие для общения между людьми (см. Голосообразование). Голос может быть речевым, певческим, шепотным. Певческий голос характеризуется высотой, диапазоном, силой, тембром. Высота служит основой классификации певческих голосов. Различают певческие голоса поставленные (профессиональное пение) и непоставленные, бытовые. На протяжении жизни голос человека претерпевает значительные изменения. Время полного расцвета вокальных возможностей совпадает с обретением полного физического развития и продолжается до 50—60 лет, когда голос начинает постепенно терять прежние качества.
2) Отдельная партия в хоре, ансамбле, оркестре.

ГОЛОСОВЕДЕНИЕ — движение каждого отдельного голоса и всех голосов вместе в многоголосном произведении.

ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ — система органов, служащая для образования звуков голоса и речи. В нее входят:

1) органы дыхания, создающие воздушное давление под голосовыми складками,— источник звуковой энергии;
2) гортань с заключенными в ней голосовыми складками — источником возникновения звуковых колебаний;
3) артикуляционный аппарат, служащий для образования звуков членораздельной речи;
4) носовая и придаточные полости, принимающие участие в образовании некоторых звуков (см. Резонаторы).

Система полостей глотки, рта и носа в вокальной методике часто называется надставной трубкой. Голосовой аппарат всегда работает в единстве и взаимосвязи всех своих частей, отвечая звуковым представлениям, возникающим в соответствующих отделах коры головного мозга.

ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ (связки) — две парные мышцы, расположенные в гортани, покрыты эластичной соединительной тканью и слизистой оболочкой. Они могут смыкаться и размыкаться, натягиваться. Звучание происходит при сомкнутых голосовых складках. Строение голосовых складок дает им возможность колебаться как целиком, так и отдельными участками, от чего зависит характер звучания голоса. Так, например, в фальцетном регистре голосовые складки вибрируют только краями, в грудном — колеблются всей массой. Просвет между голосовыми складками называется голосовой щелью. При вдохе голосовая щель широко раскрыта, при выдохе — сужается. Размеры голосовых складок определяют тип голоса. Самые длинные и толстые — у басов (длина до 25 мм, толщина 5 мм), самые короткие и тонкие — у колоратурного сопрано (длина 14 мм, толщина 2 мм).

ГОЛОСООБРАЗОВАНИЕ, звукообразование, фонация — процесс образования звука голоса. Согласно общепризнанной миоэластической теории, звуковые волны возникают в голосовой щели в результате сопротивления сомкнутых голосовых складок давлению выдыхаемого воздуха. Пропустив порцию воздуха, складки снова смыкаются в силу эластичности, затем цикл повторяется. В результате возникают периодические прорывы (толчки) воздуха, т. е. звуковые колебания определенной частоты. Частота колебаний воспринимается как высота звука, а энергия прорывающихся порций воздуха (сила толчков) — как сила звука. Благодаря резонаторным явлениям в полостях, лежащих выше и ниже голосовой щели, происходит усиление определенных групп обертонов звука (образование формант), влияющих на формирование тембра и позволяющих отличать один гласный звук от другого. Голосообразование осуществляется в результате желания сформировать возникший в представлении звук, что на основе предыдущего опыта ведет к соответствующему действию мышц дыхания, гортани, артикуляционного аппарата. Таким образом, в голосообразовании принимают участие все компоненты голосового аппарата. Характер голосо-образования может быть изменен в результате постановки голоса.

ГОМОФОНИЯ (греч. homophonia — однозвучие, унисон, от homos — один и phone — звук, голос) — вид многоголосия, при котором голоса разделяются на главный (мелодия) и сопровождающие (гармоническое сопровождение, аккомпанемент).

ГОРЛОВОЙ ЗВУК — специфическое звучание голоса, образующееся в результате того, что голосовые складки работают в режиме «пересмыкания», т. е. в процессе колебания фаза их сомкнутого состояния превалирует над разомкнутой, а сама гортань напряжена. Горловой звук содержит много высоких обертонов и потому резок. Ои не имеет естественного свободного вибрато, в нем отсутствует полнота произношения гласных, поэтому он звучит «плоско». Горловой звук естествен для народностей, говорящих на тюркских наречиях (татары, башкиры и др.), в силу особенностей произносительных норм и звукового состава этих языков. Для этих народностей переход к свободному полному академическому звучанию особенно труден и связан с так наз. снятием звука с горла. Для исправления горлового звука применяются приемы, направленные на изменение работы гортани в сторону ее освобождения от напряжения и пересмыкаыия: умеренная динамика, придыхательная или мягкая атака, использование гласных большего импеданса — у и о, употребление мышечного приема зевка и т. п. Горловой оттенок звучания — не всегда недостаток, и история знает профессиональных певцов высокого класса, обладавших красивыми голосами «с горлинкой». Самими поющими «горление» обычно не воспринимается как дефект.

ГОРТАНЬ — орган, в котором возникает звук. Гортань представляет собой сложную систему хрящей, которые соединены связками и суставами. Внутри гортани, недалеко от входа в нее, находятся голосовые складки. Надскладочная полость играет большую роль в академическом пении, т. к. является местом образования высокой певческой форманты. Гортань выполняет три функции: дыхательную, голосообразовательную и защитную (при попадании инородных тел). Будучи свободно подвешена в мышцах шеи, гортань может смещаться вверх и вниз на несколько сантиметров (до 3,5 см) в каждую сторону. Так, в речи она более высоко стоит на гласном и более низко на гласном у. У профессиональных певцов, пользующихся академической манерой голосообразования, ее положение в пении постоянно для всех гласных и на всем диапазоне. У баритонов и басов она всегда стоит низко, у высоких голосов — обычно выше спокойного положения. Ее поведение в процессе пения связано с необходимостью для каждого голоса иметь надставную трубку (см. Голосовой аппарат) определенной длины. По ощущению во время пения гортань должна быть свободна от напряжения и опущена, как это бывает при зевании.

ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ, григорианское пение — название одноголосных церковных песнопений, введенных в католическое богослужение в VII в. папой Григорием I Великим. Григорианские хоралы сложились в результате отбора и переработки различных богослужебных напевов. Тексты, заимствованные из Библии, были написаны на латинском языке. Мелодия строилась в средневековых ладах, была строго диатонична. К. XII—XIII вв. в хоралах преобладали звуки равной длительности, поэтому григорианское пение стали называть «кантус планус» (плавным пением). Песнопения исполнялись мужским хором в унисон. В IX в. в григорианском пении появляются ранние формы многоголосия — дискант и органум.

ГРОМКОСТЬ — одно из основных свойств звука; величина слуховых ощущений, возникающее у человека при восприятии звуковых колебаний представление о силе звука. Громкость зависит от размаха колебательных движений (амплитуды), от частоты звука (при одной и той же силе звуки различной частоты воспринимаются как неодинаковые по громкости, причем наиболее громкими кажутся звуки среднего регистра), от расстояния до источника звука. В музыкальной практике соотношения уровней громкости обозначаются при помощи динамических оттенков (см. Динамика).

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова