Опера Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама»

12.01.2011 в 15:53.
В. Дмитриев. Эскиз декораций к опере П. И. Чайковского «Пиковая дама». 1932

«Пиковая дама» — опера Петра Ильича Чайковского в 3 действиях (7 картинах), либретто Модеста Ильича Чайковского по одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина.

Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 19 декабря 1890 года.

Действующие лица:

Герман (тенор), граф Томский (баритон), князь Елецкий (баритон), Чекалинский (тенор), Сурин (бас), Чаплицкий (тенор), Наруков (бас), графиня (меццо-сопрано), Лиза (сопрано), Полина (контральто), гувернантка (меццо- сопрано), Маша (сопрано), мальчик-командир (без пения). Действующие лица в интермедии: Прилепа (сопрано), Миловзор (Полина), Златогор (граф Томский). Нянюшки, гувернантки, кормилицы, гуляющие, гости, дети, игроки.

Действие происходит в Петербурге в конце XVIII века.

Действие первое. Картина первая

Летний сад весной. Два офицера, Чекалинский и Сурин, озабочены судьбой их друга Германа, который каждый вечер посещает игорные дома, хотя сам и не играет, так как очень беден. Появляется Герман в сопровождении графа Томского, которому он рассказывает о причине своего странного поведения: он влюблен в девушку, в незнакомку, и хочет выиграть крупную сумму денег, чтобы жениться на ней («Я имени ее не знаю»). Чекалинский и Сурин поздравляют князя Елецкого с предстоящей свадьбой. По саду проходит старая графиня в сопровождении той самой девушки, которую любит Герман. Узнав, что это и есть невеста князя, Герман глубоко потрясен. Женщины испуганы его видом (квинтет «Мне страшно»). Томский рассказывает историю о старой графине, некогда проигравшей в Париже все свое состояние. Тогда граф Сен-Жермен открыл ей три беспроигрышные карты. Офицеры, смеясь, советуют Герману попытать счастья. Начинается гроза. Герман клянется бороться за свою любовь.

Картина вторая

Комната Лизы. Она поет с подругой Полиной («Уж вечер»). Оставшись одна, Лиза раскрывает свои чувства: ее любит князь, но она не может забыть огненного взора незнакомца в саду («Откуда эти слезы?»; «О, слушай, ночь»). Словно услышав ее зов, Герман появляется на балконе. Он грозит убить себя, потому что Лиза обещана другому, но ведь так горячо любит ее только он («Прости небесное созданье»). Входит графиня, и девушка прячет влюбленного. Германа, подобно навязчивому видению, начинают преследовать три карты. Но оставшись наедине с Лизой, он чувствует, что счастлив лишь с ней.

Действие второе. Картина первая

Бал-маскарад в доме богатого сановника. Елецкий уверяет Лизу в своей любви («Я вас люблю»). Германа неотвязно преследует мысль о трех картах. Начинается музыкальная интермедия-пастораль («Мой миленький дружок»). По ее окончании Лиза дает Герману ключ от потайной двери, через которую он сможет проникнуть в ее комнату.

Картина вторая

Спальня графини. Ночь. Возле постели ее портрет в молодости в костюме пиковой дамы. Осторожно входит Герман. Он клянется вырвать у старухи секрет, даже если ему грозит ад. Раздаются шаги, и Герман прячется. Входят слуги, затем графиня, которую готовят ко сну. Отправив слуг, графиня засыпает в кресле. Неожиданно перед ней возникает Герман («Не пугайтесь! Ради бога, не пугайтесь!»). Он на коленях умоляет ее назвать три карты. Графиня, встав с кресла, молчит. Тогда Герман направляет на нее пистолет. Старуха падает. Герман убеждается, что она мертва.

Действие третье. Картина первая

Комната Германа в казармах. Лиза написала ему, что готова простить его. Но ум Германа занят другим. Он вспоминает похороны графини («Все те же думы, все тот же страшный сон»). Перед ним появляется ее призрак: из любви к Лизе она называет ему три волшебные карты: тройка, семерка, туз.

Картина вторая

На берегу Зимней канавки Лиза ждет Германа («Ах, истомилась, устала я»). Из его слов она понимает, что он виновен в смерти графини, что он безумен. Лиза хочет увести его с собой, но он отталкивает ее и убегает (дуэт «О да, миновали страданья»). Лиза бросается в реку.

Картина третья

Игорный дом. Герман торжествует победу («Что наша жизнь? Игра!»). Старуха была права: карты действительно волшебные. Но счастье изменяет Герману: в игру с ним вступает князь Елецкий. Герман открывает карту: пиковая дама. Партия проиграна, за столом сидит призрак графини. В ужасе Герман закалывается и умирает, прося у Лизы прощения.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


Н.Виноградова-Бенуа. К «Пиковой даме». Костюм старой графини

«Пиковая дама означает тайную недоброжелательность», — возможно, в эпоху Александра Сергеевича Пушкина и было так, но сейчас это означает прекраснейшую оперу Петра Ильича Чайковского. И поистине страшно представить, что этого произведения могло не быть: «Извини, Модя, я нисколько не жалею, что не буду писать «Пиковой дамы», — писал композитор брату. До Петра Ильича с сюжетом не справился другой композитор — Кленовский, к которому первоначально обратился директор императорских театров Иван Всеволжский.

«Пиковая дама» Пушкина долго оставалась «бастионом», не желающим сдаваться композиторам. Попытки были: француз Фроманталь Галеви в 1850 году, австриец Франц фон Зуппе в 1864, почему-то воспринявший повесть как сюжет для… оперетты. В отличие от Кленовского, эти композиторы свои произведения закончили, но испытания временем они не выдержали… Почему так происходило? Может, над самой повестью тяготело какое-то проклятие?

Сюжет и впрямь таинственный. В нет однозначного ответа, что же в действительности произошло — призрак графини мог Германну пригрезиться в бреду, а каковы были шансы, что при игре выпадут именно тройка, семерка и пиковая дама — можно подсчитать по теории вероятности… можно, но не стоит. Хотя бы потому, что сюжет основан на истории — разумеется, претендующей на реальность — которую рассказал Пушкину внук княгини Наталья Петровны Голициной. Впрочем, современники находили в Графине черты и другой дамы, знакомой с Александром Сергеевичем — Натальи Кирилловны Загряжской. Обе женщины умерли в один год с поэтом… три карты — три смерти…

Зураб Анджапаридзе в роли Германа. Художник П. А. Скотарь

Впрочем, Чайковского отталкивали отнюдь не мистические дела — композитора с его тонко чувствующей натурой никогда не устроил бы сюжет, в котором сочувствовать решительно некому. Сострадания не вызывает ни Германн с его безумной страстью к обогащению любой ценой, ни Лиза, для которой интерес к герою определяется не столько настоящей любовью, сколько потребностью выбраться из душного мирка «живой игрушки» при вздорной старухе… Чтобы «Пиковая дама» стала истинным сюжетом для Чайковского, ее пришлось кардинально переработать.

Можно сказать, что опера превратилась в противоположность литературного первоисточника. В повести Германн использует Лизу как средство «доступа» к тайне, сулящей деньги — в опере тайну трех карт герой воспринимает тайну как средство преодоления той социальной пропасти, что отделяет его от возлюбленной. Такой прозаический финал, как помещение в «желтый дом», тоже не мог устроить Петра Ильича — герой должен смертью физической преодолеть гибель духовную. Лиза тоже не могла после крушения мира ее надежд и идеалов вот так просто выйти замуж за другого — она тоже должна была уйти из мира, где нет места любви и счастью.

В сюжет было внесено еще одно изменение — уже по инициативе Ивана Всеволжского: действие оперы происходит не в XIX веке, а в XVIII веке. Все-таки люди пушкинской эпохи ко времени создания оперы могли быть еще живы, хотя и в преклонном возрасте, а современников на оперной сцене публика всегда недолюбливала, к тому же, такое время действия позволяло создать пышную постановку. Изменение времени действия позволило включить в либретто стихи Гавриила Романовича Державина — так появилась фривольная песенка Томского «Если б милые девицы…», интермедия «Искренность пастушки» в лучших традициях пасторалей XVIII века.

Тамара Милашкина в партии Лизы в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама». Художник П. А. Скотарь

Работу над «Пиковой дамой» Петр Ильич Чайковский начал в 1890 году, будучи во Флоренции. Написана она была за короткий срок — всего за 44 дня. Это не кажется удивительным, если учесть, насколько захватила композитора работа над оперой — Петр Ильич, по его собственному признанию, боялся появления призрака «Пиковой дамы» и рыдал, написав сцену самоубийства Германа. Действительно, такой сюжет — о борьбе обреченного человека с безжалостным роком — не мог его не увлечь. Эта тема проходит красной нитью через последние три симфонии Чайковского, которые нередко называют «тремя актами одной трагедии» — и не случайно «Пиковая дама» стала истинным торжеством симфонизации оперы. Вся опера вырастает из противоборства двух начал, сталкивающихся уже в Интродукции — темы рока и темы любви.

Картины первого акта превращаются в последовательную экспозицию этих тем, второе действие воспринимается как разработка, на протяжении которых тема рока давит и душит тему любви, и, наконец, третий акт — реприза побежденной темы любви, которая вернется в финале — чтобы утвердить свою победу вопреки всему… Из этого симфонического развития вырастают все мелодии оперы — и проникнутое любовью ариозо Германа «Я имени ее не знаю», и арии страдающей Лизы — «Откуда эти слезы», «Ах, истомилась я горем»… Впрочем, один из самых известных номеров оперы — романс Графини из II акта — написан не Чайковским, а позаимствован из оперы Андре Гретри «Ричард Львиное сердце»… правда, «музыкой молодости» эта опера, созданная в 1784 году, могла быть для пушкинской Графини — но не для оперной. Впрочем, почему бы не представить, что старуха, вспоминая молодость, напевает нечто новомодное — доказывая самой себе, что по-прежнему не отстает от жизни!

В декабре 1890 года опера была поставлена в Мариинском театре. Успех сопутствовал этому спектаклю, как и последующим премьерам — киевской и московской. И до сих пор «Пиковая дама» любима и исполнителями, и публикой.

Записи

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова