Опера Сметаны «Далибор»

Dalibor

12.01.2011 в 15:43.

Бедржих Сметана (Bedřich Smetana)

ДАЛИБОР (Dalibor) — опера Б. Сметаны в 3 д., немецкое либретто И. Венцига, чешский перевод Э. Шпиндлера. Премьера: Прага, 16 мая 1868 г.; новой редакции — там же, 2 декабря 1870 г.

Действие происходит в XV в. Главный герой оперы, рыцарь Далибор, вождь восставших крестьян, захваченный в плен и казненный по приказу короля,— фигура историческая. В Праге сохранилась башня, в которой он томился. Легенда о мужественном витязе, ставшем любимым героем чешского народа, неоднократно обрабатывалась в национальной литературе (к примеру, в драме И. К. Тыла). Сметана стремился воплотить в опере героическое начало, утвердить идею верности отчизне и свободе. К сожалению, либретто носит условно-романтический характер. Однако музыка побеждает недостатки текста.

Милада, сестра бургграфа Плошковицкого, обвиняет Далибора в том, что он во главе своей дружины напал на замок и убил ее брата. Далибор, представ перед королевским судом, объясняет поступок местью: жестокий бургграф казнил его Друга Зденека. Мужество и благородство рыцаря покоряют Миладу, и она выступает в его защиту. Но король и судьи осуждают его на пожизненное заключение. Милада и сирота Йитка, воспитанная Далибором, решают освободить его. Милада переодевается в мужское платье и поступает на службу в тюрьму. Она передает Далибору инструменты, чтобы он мог перепилить решетку, и скрипку — ее звуки послужат сигналом, что решетка перепилена, и тогда друзья придут ему на помощь.

Народ волнуется, готовясь спасти узника. Король решает казнить его и этим предотвратить восстание. Когда Далибор дает знак, что готов бежать, тюремщик сообщает ему о смертном приговоре. Рыцаря ведут на казнь, народ пытается его освободить. Финал оперы имеет несколько редакций: по одной Милада убита в стычке и Далибор отдается в руки стражи, которая ведет его на казнь; по другой и Милада и Далибор убиты (этот вариант возник в театральной практике). Есть и третья версия: Далибор кончает жизнь самоубийством над трупом Милады.

Произведение Сметаны не сразу было оценено критикой. Раздавались голоса, что опера неоригинальна и написана под воздействием Вагнера. Упрек этот несправедлив. Музыка Сметаны глубоко национальна и народна. Дух патриотизма определяет характер ее музыкальных образов и содержание. Отличаются от вагнеровских и принципы драматургии, сочетающей завершенные музыкальные номера с большими драматическими сценами.

Непонятая при жизни композитора, опера получила надлежащую оценку лишь много позднее. Этому способствовало и то, что театры очень часто неверно трактовали ее, игнорируя героико-патриотический замысел и неправомочно выделяя лирическую, любовную линию. При постановке часто выбрасывался свободолюбивый монолог главного героя в темнице (II д.). Многократно переделывался финал. Заслуга раскрытия содержания «Далибора» принадлежит Г. Малеру, который поставил оперу в Вене в 1897 г. Полноценное воплощение она получила в 1924 г., когда подлинная, освобожденная от переделок партитура прозвучала в Праге под управлением О. Острчила. С тех пор произведение прочно вошло в репертуар чешского театра.

На русской сцене опера была впервые поставлена 30 декабря 1899 г. в Мариинском театре под управлением Э. Направника (И. Ершов — Далибор, В. Куза — Милада, В. Шаронов — король Владислав). На советской сцене — Львов, 1950 г. В 1955 г. опера была показана Пражским национальным театром во время гастролей в Москве.

А. Гозенпуд

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова