В 1537 году в Неаполе открылся приют для сирот и беспризорных. В
нем детей кормили, одевали и обучали различным ремеслам, а также
пению: многочисленным храмам Италии требовалось множество певчих
для церковных хоров.
Это заведение, которое на русском языке принято называть приютом,
по-итальянски определялось словом conservatorio от латинского слова
conservare - охранять, сохранять.
На протяжении XVI и XVII веков в Италии было открыто много таких
приютов. Постепенно преподавание музыки стало занимать в них
основное место, и название консерватория, потеряв свой
первоначальный смысл, стало означать музыкальное учебное
заведение.
В нашей стране первая консерватория открылась в 1862 году в
Петербурге. Ее основателем был
Антон Григорьевич Рубинштейн - прекрасный
композитор и пианист, выдающийся неутомимый пропагандист
музыкальной культуры, музыкальных знаний.
Одним из первых учеников Петербургской консерватории стал
Петр Ильич Чайковский. По окончании ее он был
приглашен в качестве профессора в основанную в 1866 году Московскую
консерваторию. Оба этих старейших музыкальных учебных заведения
дали России много превосходных музыкантов различных
специальностей.
До Великой Октябрьской социалистической революции в консерватории
принимали учеников разного возраста. Рядом с бородатыми молодыми
людьми можно было встретить мальчиков в коротких штанишках, девочек
с косичками. Например, на одном курсе уже в начале XX века учились
гениально одаренный мальчик Сережа Прокофьев и
успевший получить специальность военного инженера
Николай Яковлевич Мясковский, впоследствии один
из крупнейших советских композиторов-симфонистов.
Для поступления в консерваторию тогда требовалось наличие
музыкальной одаренности и, разумеется, определенный уровень
профессиональной подготовки. Взрослые ученики (студентами их тогда
не называли) часто совмещали музыкальные занятия с обучением в
университете или службой. Для младших существовали так называемые
научные классы, в которых ученики получали общее образование,
примерно такое же, какое давала гимназия.
Это положение сохранялось и некоторое время после революции. Так,
Дмитрий Дмитриевич Шостакович поступил в
консерваторию в 1919 году, когда ему было всего тринадцать лет.
Однако уже в середине 20-х годов система обучения в консерваториях
изменилась. С тех пор и поныне консерватория - высшее музыкальное
учебное заведение, куда принимают лишь тех, кто имеет среднее
образование.
Выпускают консерватории музыкантов-инструменталистов, певцов,
дирижеров, а также композиторов и музыковедов. Срок обучения на
любом из факультетов - пять лет. Наиболее одаренные студенты,
имеющие склонность к научно-творческой деятельности, остаются в
аспирантуре.
Л. В. Михеева
Что это высшая музыкальная школа, - знает каждый. Однако если вдуматься в первоначальное латинское слово (что волей-неволей напомнит нам о консервах, потому что conservo значит "сохраняю"), то это повлечет за собой интересный исторический экскурс.
В XVI веке в Италии консерваториями назвали городские детские приюты, где воспитывали сирот и беспризорных. (В одной из таких консерваторий позже преподавал композитор Антонио Вивальди.) Сохраняя жизнь детям, им давали и какие-либо трудовые навыки, обучали ремеслам. Одной из профессий для этих детей была музыка, певческое искусство. Из них готовили певчих церковных хоров. Постепенно такая специализация стала основной, и таким образом консерватории превратились в музыкальные учебные заведения.
Исторически сложилось так, что роль высших музыкальных учебных заведений в разных странах и даже городах выполняют не только консерватории, но академии, институты, высшие школы музыки, колледжи и т. п. Они существуют во всех крупных культурных центрах мира. Первой русской консерваторией является Петербургская, основанная в 1862 году А. Г. Рубинштейном. Вслед за ней, в 1866 году открылась Московская консерватория, возглавленная Н. Г. Рубинштейном. Сейчас в России около двадцати высших учебных музыкальных заведений.
М. Г. Рыцарева