Опера Чайковского «Чародейка»

The Enchantress

12.01.2011 в 14:07.
Федоровский Ф. Ф. Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского «Чародейка»

ЧАРОДЕЙКА — опера П. Чайковского в 4 д., либретто И. Шпажинского по его одноименной трагедии. Премьеры первых постановок: Петербург, Мариинский театр, 20 октября 1887 г., под управлением автора; Тифлис, 14 декабря 1887 г., под управлением М. Ипполитова-Иванова; Москва, Большой театр, 2 февраля 1890 г., под управлением И. Альтани.

Пьеса Шпажинского, с успехом прошедшая в Малом (Москва) и Александрийском (Петербург) театрах,— эффектная мелодрама, действие которой развертывается в Нижнем Новгороде в XVII в. Хозяйка заезжего двора Настасья, прозванная Кумой, любит Юрия — сына сурового князя Курлятева, новгородского наместника. Простой люд не чает души в Настасье, но ее ненавидит фанатик и изувер дьяк Мамыров; он приводит к Настасье князя, чтобы тот уничтожил «гнездо разврата». Однако Курлятев влюбляется в Куму и заставляет Мамырова плясать в угоду хозяйке. Дьяк решает отомстить унизившему его князю и Настасье и сообщает княгине Евпраксии о том, что муж ее часто бывает в избе Кумы. Княжич Юрий, узнав о горе матери, решает убить Куму. Настасья, несмотря на угрозы князя, отвергает его. Юрий, покоренный красотой Настасьи, влюбляется в нее. Они сговариваются о побеге. Но княгиня решает извести Настасью, отнявшую у нее и мужа и сына. В одежде странницы она подстерегает Куму в лесу и отравляет ее ядом, полученным у колдуна. Князь убивает соперника-сына и сходит с ума.

Таков финал оперы. В пьесе развязка другая, но не менее кровавая. Драма Шпажинского привлекла Чайковского напряженным конфликтом, контрастными характерами. Он увидел возможность создания музыкальной трагедии. Но, увлеченный своим замыслом, композитор слишком доверился Шпажинскому. Либретто перегружено внешним действием, лишено внутренней связи. Все это затрудняло работу Чайковского. И все же «Чародейка» по музыке — одно из его вершинных созданий, преодолевающее ходульность либретто. По широте и глубине воплощения русской жизни, национального характера эта опера стоит в одном ряду с музыкальными драмами Мусоргского и во многом предваряет Царскую невесту.

Чайковский стремился показать драму героев на ярком красочном фоне. Народ сопровождает действующих лиц на всем протяжении действия. Его любовь к Куме и ненависть к ней Мамырова оттеняют образ самой Настасьи. Простые люди защищают свою любимицу, предупреждая ее об опасности, оплакивают ее. В последнее действие оперы (заменившее IV и V акты пьесы) народ был введен по желанию композитора. Чайковский вычленяет из массы поразительные по своей жизненной силе и яркости фигуры кулачного бойца Кичиги, бродяги чернеца Паисия (образ, не уступающий лучшим характерным созданиям Мусоргского) и др. Но в центре драмы стоят носители основного действия — Настасья, княгиня, князь, княжич Юрий. Чайковский, создавая образ Настасьи, раскрыл духовное богатство этой недюжинной натуры. Артистка Э. Павловская, которой предназначалась партия, увидела в ней только «гулящую бабу». Возражая, композитор дал яркое истолкование своей любимой героини: «Дело в том, что в глубине души этой гулящей бабы есть нравственная сила и красота, которой... только негде было высказаться. Сила эта в любви. Она сильная женская натура, умеющая полюбить только раз навсегда и в жертву этой любви отдать всё; княгиня у меня будет тоже в своем роде сильной натурой. Если вы поняли этот характер только как тип ревнивой влюбленной старухи, то, значит, эта роль была скверно исполнена. Она ревнива не к личности к н я з я, а к своему княжескому достоинству; она, одним словом, бешеная аристократка, помешанная на соблюдении чести рода и готовая отдать ради нее жизнь и идти на преступление». Отводя упрек Э. Павловской, что в дуэте Кумы с княжичем в III д. будто бы слишком низка тесситура, композитор писал: «...вначале все речи Настасьи спокойны, слегка насмешливы, потом любовь выражается робко, нежно — словом, речи ее таковы, что нет повода для высоких нот. Как только чувство берет верх над сковывающей ее робостью,— так тотчас и тесситура выше».

«Чародейка» — произведение исключительно своеобразное, ставящее перед артистами большие и сложные задачи, особенно в передаче речитативов. Далеко не все исполнители первого спектакля справились со своей задачей. Выше всех были М. Славина — властная, суровая княгиня, И. Мельников — князь и особенно Ф. Стравинский — дьяк Мамыров. В его исполнении образ изувера и мракобеса приобрел особую силу. Короткая речитативная фраза по адресу князя: «Меня, меня плясать заставил!» — часто вызывала аплодисменты. В целом же опера большого успеха не имела и выдержала только 12 представлений (последнее — 12 октября 1888 г.). В начале 1890 г. состоялась премьера «Чародейки» в Москве, но плохо разученный спектакль вовсе не имел успеха. Опера при жизни композитора в Москве больше не исполнялась. Это прекрасное произведение было оценено лишь в XX в. В Большом театре под управлением В. Сука, в исполнении К. Держинской, Н. Обуховой, Л. Савранского «Чародейка» получила глубокое и правдивое истолкование. И все же взгляд на нее как на произведение, уступающее лучшим операм Чайковского, сохранился. Легенда эта была развеяна спектаклем Ленинградского театра им. Кирова под управлением А. Лазовского (премьера — 22 марта 1941 г.). Дирижер раскрыл безграничное богатство гениальной партитуры, ее лирику и драматизм. Либретто подверглось переделке С. Городецкого. Успеху спектакля особенно способствовали С. Преображенская — княгиня Евпраксия, Г. Нэлепп — княжич Юрий, О. Кашеварова — Настасья. Опера ставилась в г. Горьком (1941), Алма-Ате (1954), Москве (1958, Большой театр, под управлением Е. Светланова, режиссер Л. Баратов). Недавняя премьера — 29 июня 2003 г. в Мариинском театре под управлением В. Гергиева.

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова