Капельмейстер

12.01.2011 в 19:08.

В XVIII веке крупные аристократы часто заводили у себя целый штат музыкантов - оркестр, хор, солистов-певцов. Такой штат тоже стал называться капеллой, а его руководитель - капельмейстером. Например, композитор Гайдн больше тридцати лет прослужил капельмейстером в капелле князя Эстергази.

Первоначально обязанности капельмейстера были очень разнообразны. Он должен был не только руководить всеми музыкантами, подбирать репертуар и сочинять музыку, но и следить за состоянием музыкальных инструментов, за нотной библиотекой, давать уроки пения, в общем заниматься всем, что соблаговолит поручить ему господин.

Со временем у капельмейстера остались преимущественно дирижерские обязанности. Еще позднее руководителя симфонического оркестра капельмейстером называть перестали: этот термин относился до недавнего времени только к дирижерам военного духового оркестра. Теперь же это звание совсем вышло из употребления.

Л. В. Михеева


Это старое слово в основном относится к XVIII веку. Но должность, которую оно обозначает, никуда не исчезла. Капельмейстером называют руководителя музыкального коллектива. Вот сейчас часто говорят: "дирижер и художественный руководитель" (хора, оркестра, театра) - это и есть капельмейстер.

Такие должности были при императорских, королевских, княжеских, графских дворах, где содержалось много музыкантов. Так назывались и руководители церковных музыкальных коллективов в западноевропейских странах. Поэтому, говоря о капельмейстерах, всегда указывали, к какому дому они принадлежали. Например, Йозеф Гайдн был долгое время капельмейстером капеллы князя Эстергази в Вене; Бальдассаре Галуппи - капельмейстером собора Святого Марка в Венеции, а затем придворным капельмейстером при дворе Екатерины II в Санкт-Петербурге.

Вы, должно быть, удивились, что сначала я назвала капельмейстером руководителя исполнительского коллектива, а потом в качестве примера привела композитора? Дело в том, что это обычно совмещалось в одном лице. Обязанности капельмейстера включали и сочинение музыки, и ее разучивание. Придворные музыканты были высококлассные, оркестры - небольшие, и содержать отдельно дирижера и композитора не было необходимости. В самом деле, кто лучше самого композитора мог объяснить музыкантам, как его музыка должна быть исполнена? Он знал своих музыкантов и, сочиняя,ориентировался на их возможности.

Такое совмещение композитора и руководителя есть и сейчас: в джазе, в рок-ансамблях.

Служба капельмейстера имела свои особенности и сложности. С одной стороны, она обеспечивала серьезного музыканта постоянным заработком и - что не менее важно - возможностью всегда слышать свои сочинения исполненными. С другой стороны, работодатели мало считались с творческой личностью композитора. От него требовалось писать музыку и притом в кратчайшие сроки: к именинам, крестинам высоких особ, к церковным праздникам, к юбилеям, по случаям военных побед, к траурным событиям, к визитам знатных гостей и просто для увеселений и развлечений хозяина. Никому не было дела до настроения или вдохновения музыканта. Ни о каких муках творчества, десятках порванных черновиков, романтических поисках идеала не могло быть и речи. Мастерство должно было быть таким, чтобы писать партитуры начисто (не поленитесь прочитать, что такое партитура). Времени для переписки никогда не оставалось. А ведь надо было еще расписать партии для музыкантов и дать им возможность выучить новую вещь!

Есть легенда, что российский композитор Дмитрий Бортнянский, который в 1780-х годах работал одновременно с Придворным хором в Петербурге и с оперной труппой в Павловске, сочинял иногда прямо в карете. Что же, ничего удивительного. И сейчас многие люди читают и занимаются в транспорте.

Конечно, труд капельмейстера требовал большого напряжения, собранности, мобильности. Ясно также, что когда все пишется "на потоке", бывает много повторов, общих мест. Но те высочайшие требования красоты и совершенства, которые предъявлялись к профессиональной музыке в эпоху классицизма, развили великолепную симфоническую школу, на фундаменте которой уже два века строится современная музыкальная культура.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова