Камерная музыка

12.01.2011 в 18:54.

В старину, когда не было концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись, в основном, в домах любителей музыки. Собирались несколько друзей-музыкантов, расставляли подставки для нот - пульты, вынимали из чехлов и футляров скрипки, альты, виолончели, а иногда и флейты и гобои, кто-то садился за клавесин, и начинался домашний концерт. Звучали сонаты, трио, квартеты. Иногда кто-нибудь пел под аккомпанемент клавесина или других инструментов. Среди слушателей обычно было лишь несколько человек родственников и знакомых.

Музицировали таким образом и в скромных домиках ремесленников, и в аристократических салонах. Отсюда-то и пошло выражение - камерная музыка (camera по-итальянски - комната), то есть музыка, предназначенная для исполнения не в большом зале театра или в церкви, а в комнате, музыка домашняя.

Понятно, что в комнате нельзя было играть симфонии, исполнять оперы или оратории. Поэтому камерными называли произведения, написанные для небольшого числа исполнителей - сольные инструментальные пьесы, дуэты, трио, квартеты, песни и романсы, которые можно было исполнить в домашних условиях. И хотя со временем камерная музыка вышла из гостиных в концертные залы, старое название ее сохранилось. Впрочем, и сейчас ее стараются исполнять не в больших концертных залах, где обычно звучат симфонии и оратории, а в меньших по размеру камерных залах.

Л. В. Михеева


В XVIII веке, когда музыка вышла далеко за пределы церкви, возникло множество жанров музыкального искусства. Знатные меломаны украшали музыкой свою жизнь, она сопровождала их не только в концерте или театре, но и во время увеселительных прогулок на небольших гребных или парусных корабликах - ботах. Так появился особый жанр - "музыка на воде". В хорошую погоду музыкой оглашались парковые пространства - отсюда вышла пленэрная музыка (plein air по-французски - вольный воздух). Но такие развлечения зависели от погоды и были эпизодическими. Наиболее же типичным и распространенным было камерное музицирование, в котором принимало участие обычно небольшое число музыкантов. Ведь латинское слово camera означает "комната, палата". Не случайно старинные сонаты в зависимости от того, для Церковного или для домашнего музицирования они предназначались, - назывались sonata da chiesa - церковная соната и sonata da camera - камерная (или придворная) соната.

В XVIII-XIX веках камерная музыка звучала в гостиных, в салонах, в небольших залах. При дворах были даже специальные должности камер-музыкантов. Несмотря на изменение социальных условий, камерная музыка не исчезла, она получила новые, более демократичные формы бытования в XIX и в XX веке.

Обстановка камерного музицирования предполагает довольно непринужденную атмосферу, когда слушатели и исполнители находятся близко друг к другу. В отличие от больших залов и театров, в камерной обстановке исполнители могут знать всех своих слушателей, хорошо их видеть, играть и петь специально для конкретных знакомых людей, обращаться к ним своим искусством.

Это накладывает отпечаток и на музыку, которая отличается тонкостью, доверительностью, изысканностью, углубленностью. Камерная музыка рассчитана на более узкий круг слушателей, искушенных в этом виде искусства.

Обладая способностью глубоко проникать во внутренний мир человека, камерная музыка, когда ее слушаешь, кажется, написана специально для тебя. Когда вечером ее иногда слышишь по радио, дома становится уютнее, теплее, появляется ощущение комфорта, несуетности, стабильности, традиционности.

Жанров и форм камерной музыки великое множество: сонаты, дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты и т. д., романсы, всевозможные миниатюры (ноктюрны, прелюдии, интермеццо и т. п.). Камерными могут быть концерты, кантаты, фантазии, сюиты, фуги. В XX веке стали писать произведения, которые так и называются "камерная музыка".

Камерная музыка может быть вокальной, инструментальной, смешанной, ансамблевой и сольной; хоровой, оркестровой и даже театральной. Вот почему камерными сейчас называются самые разные музыкальные коллективы, например Камерный хор под управлением В. Полянского, Камерный оркестр В. Третьякова, Московский камерный музыкальный театр имени Б. Покровского и др. Многие из них выступают не только в малых, но и в больших концертных залах. Грани между камерным и некамерным искусством не всегда бывают четкими. Например, симфонии Моцарта исполняют как симфонические, так и камерные оркестры. Зная это, вы всегда поймете, когда понятие "камерная музыка" используется в общем, в конкретном или в условном плане.

М. Г. Рыцарева

Главы из книг

Произведения

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова