Каденция

12.01.2011 в 17:11.

Если вам придется слушать - в концертном зале или по телевизору - концерт для фортепиано, скрипки или виолончели с оркестром, обратите внимание на конец его первой части. Звучит реприза (что это такое, объясняется в рассказе о сонате). Слышатся те музыкальные темы, на которых композитор построил первую часть. То сочетаются, то противостоят друг другу оркестр и солирующий инструмент. Вот, кажется, уже совсем скоро завершение... Но дирижер вдруг опускает палочку. Оркестр умолкает, и начинается виртуозное соло. Это своего рода фантазия на темы концерта. Сольный инструмент проявляет в ней все свои возможности. И быстрые пассажи, и мощные аккорды, и певучие и энергичные мелодии сменяют одна другую. К заключительному аккорду каденции присоединяется, по знаку дирижера, оркестр, и уже вместе все музыканты завершают часть.

Когда-то, в XVIII веке, композиторы не сочиняли каденций. Каждый солист импровизировал ее во время исполнения. Бетховен первый стал сочинять каденции к своим концертам. Вслед за ним так стали поступать и другие композиторы. И каденция приобрела более органичный характер, стала лучше сливаться с формой всего сочинения.

У слова «каденция» (от латинского cadere произошли итальянское cadenza и французское cadence, что означает окончание) есть и другое значение: это заключительный гармонический и мелодический оборот, завершающий небольшой музыкальный эпизод, придающий ему законченность. В этом смысле чаще употребляется слово каданс, то есть французский вариант термина.

Л. В. Михеева


Этим словом обозначаются два разных, но родственных явления в музыке.

Основные значения итальянского слова cadenza - темп, ритм, размер, скорость. Однако музыкальное значение понятия каденции происходит от глагола cadere, который переводится как "падать, упасть, свалиться, низвергаться, опускаться" и т. п. Вы прекрасно знаете, что конец повествовательного предложения в речи, обозначаемый точкой, сопровождается понижением голоса. Если вы вспомните хотя бы несколько мелодий, вы убедитесь, что большинство из них тоже оканчивается понижением интонации или, как говорят о музыке, нисходящими интонациями. Так вот, каденция (в том значении, о котором сейчас идет речь, употребляют и равнозначное слово "каданс") является последней интонацией перед окончанием, собственно говоря, окончательной интонацией. Между прочим, как и в речи, последняя интонация очень многое определяет в характере высказывания.

Есть и другое значение этого слова: виртуозное завершение вокальной или инструментальной пьесы. В инструментальных концертах существует традиция уделять целый фрагмент (как правило, незадолго до конца произведения или одной из его частей) концертированию солиста. В каденции артист показывает свое виртуозное мастерство, умение импровизировать (раньше каденции не выписывали, а просто указывали в нотах место, где они должны быть), блеск и темперамент своей игры. Начиная с Бетховена, композиторы стали сами сочинять и записывать каденции к своим сочинениям.

Позже каденцией стали называть сольные фрагменты в симфонических произведениях.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова