Былина

14.02.2012 в 12:49.

Древнерусские сказания раньше называли старинами. История ярко переплетается в них с вымыслом. С каждым столетием они обрастали новыми вариантами и дополнениями. Один и тот же сюжет у разных сказителей, в разных краях России имел по два-три десятка вариантов. А сюжетов таких насчитывается около ста.

Хотя былина — жанр прежде всего литературный, даже в школе ее проходят по литературе, но, знаете вы или нет, — сказители их обычно распевают. Правда, былинных напевов не так уж много. Каждый распевщик пользуется всего несколькими мелодиями, но на них может распеть все, что помнит. Как известно, нечто подобное происходит и в авторской песне. Явно одни и те же мелодии с небольшими вариантами служат для нескольких стихотворений.

Былинных распевщиков в истории было немало. Однако называют чаще всего отца и сына Рябининых: Трофима Григорьевича (1791-1885) и Ивана Трофимовича (1844-?) скорее всего потому, что долгое время была популярна Фантазия на темы И. Т. Рябинина для фортепиано с оркестром А. С. Аренского.

Так сложилось в нашей большой стране, что былины северные отличаются от южных. Сказители Заонежья, побережья Белого моря и других областей поют соло. Южане, особенно донские и терские казаки, поют былины хором.

Былины складывались разные. Одни — героические — воспевали подвиги русских богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича и земледельца Микулы Селяни- новича. Другие рассказывали о народных любимцах Садко и Василии Буслаеве. К былинам северной традиции иногда причисляют полные юмора "скоморошины". Такова любимая в народе былина Гость Терентьище. Парадоксально звучит, но к былинам относят и небылицы, есть, например, Небылиця в лицях, небывальщина.

В отличие от поэтов-певцов других народов, русские сказители поют без сопровождения инструментов. Так было не всегда. Ведь на Руси издавна звучали народные инструменты. И Садко любили как певца и гусляра. Но трагедия, постигшая русских скоморохов, видимо, отозвалась на всей судьбе народной инструментальной музыки. Инструменты скоморохов жгли и топили, а их самих ссылали на Север. Искусство скоморохов вызывало в народе свободолюбивые настроения, опасные для царя Алексея Михайловича (XVII век) в эпоху народных восстаний.

По мере того, как былина становилась все более редкой участницей фольклорного музицирования, она занимала все большее место в профессиональной музыке. Классический образ увековечения этого жанра — опера-былина Н. А. Римского-Корсакова Садко. Но главное-это интонации былинных напевов, которые вошли в плоть и кровь русской классической музыки. Именно они придают ей обычно несколько суровый эпический колорит. Это в наибольшей степени заметно в музыке А. П. Бородина и С. С. Прокофьева.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова