Блюз

12.01.2011 в 22:18.

Нечто американское, имеет отношение к джазу. Пожалуй, таково самое общее представление о блюзе у тех, кто не пытался специально узнавать о нем. Что ж, это представление не ошибочное, но и не полное. Потому что правильно сказать не американское, а афро-американское, и не блюз имеет отношение к джазу, а скорее наоборот: джаз к блюзу.

Этим английским словом (blues — меланхолия, уныние) назвали песни американских негров, родившиеся на берегах Миссисипи 100 — 120 лет назад. Так что в масштабе истории жанр молодой. А то, что он возник в конце XIX века, историки связывают с окончанием гражданской войны Севера и Юга. Победа Севера принесла южноамериканским неграм свободу от рабства, но пока еще не принесла счастья. Рабство сменилось расовой ненавистью, потерей черного человека в чуждом и враждебном ему обществе, с которым он не имел ни исторического, ни культурного родства. Как и прежде, во времена жесточайшего рабства музыка, песня оставалась единственным духовным убежищем этих несчастных людей. Сильнейшее разочарование, осознание бесперспективности жизни породило песню-грусть, песню-стон, безнадежную тоску и боль. В ней — душа потерянного народа, ищущего родину, как сказал один из американских музыковедов.

Живая, трепетная, кровоточащая душа поющего блюз не терпит запрограммированности исполнения. Блюз наполнен импровизацией, каждый раз он рождается как бы заново. Черты музыки африканских негров неповторимо сочетаются в нем с музыкой "белой" Америки. Необычайно своеобразное, красивое и выразительное искусство блюзов оказало огромное влияние на джаз, рок и профессиональную академическую музыку XX века. Наиболее известным сочинением, сочетающим классический и блюзовый стили, явилась Рапсодия в блюзовых тонах для фортепиано с оркестром Дж. Гершвина (1924). Вслед за ним блюз использовали М. Равель, Д. Мийо. Интересно использовал быстрый блюз А. Эшпай в Концерте для саксофона с оркестром.

М. Г. Рыцарева

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова