Перголези

Глава №46 книги «Биографии композиторов»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Джованни Баттиста Перголези (Giovanni Battista Pergolesi)

(4 I 1710, Джези, Анкона — 16 III 1736, Поццуоли, близ Неаполя)

Джованни Баттиста Перголези родился 4 января 1710 г. в городе Джези (близ Анконы). Музыкальное образование получил в Неаполитанской консерватории у Ф. Фео, Г. Греко и Ф. Дуранте. Постановка первых опер Перголези датируется 1731 г. Известность, однако, пришла к композитору несколько позже: Перголези обязан ей первым исполнением "Торжественной мессы" для двух пятиголосных хоров с удвоенным оркестром (по случаю благополучно закончившегося для Неаполя землетрясения 1732 г.). Вскоре композитором была завершена опера "Служанка-госпожа". Триумф, сопутствовавший новому сочинению Перголези, дает основание считать 1733 г. решающей вехой на пути становления итальянской музыкальной буффонады; "Служанку-госпожу" — первой в истории законченной оперой buffa.

Перу композитора принадлежат 10 опер — buffa и seria, ряд ораторий, кантат, трио-сонат и концертов. Среди его сочинений культовой музыки выделяется знаменитая "Stabat Mater" для сопрано и альта со струнным квартетом и органом (1735). Являясь одним из наиболее величественных памятников искусства XVIII в., музыка "Stabat Mater" - одухотворенная, опирающаяся на реальные человеческие чувства - не утратила художественной ценности до наших дней.

"Stabat Mater" оказалась последней работой Перголези. 16 марта 1736 г., в городе Поццуоли близ Неаполя, композитор скончался.

Подобно большинству ранних итальянских буффонад, «Служанка-госпожа» выросла из интермедии: она первоначально исполнялась между актами оперы seria Перголези «Гордый пленник» (1733). Со временем «Служанка-госпожа» оформилась в самостоятельное двухактное произведение. Поставленная итальянской труппой в Париже (1752), она послужила причиной (точнее — поводом) возникновения так называемой войны «буффонов». Приверженцами оперы — «буффонистами» — выступили передовые общественные и художественные круги французской столицы, в том числе энциклопедисты, отстаивавшие принципы реализма и народности в искусстве; в рядах противников сочинения — «антибуффонистов» — объединились почитатели старых форм и консервативных традиций.

«Служанка-госпожа» понятна современному слушателю и любима им. Произведение итальянского мастера — едва ли не наиболее старинное из тех, что составляют оперный репертуар сегодняшнего дня.

Оперы: "Салюстия" (1731), "Влюблённый монах" (1732-1734), "Гордый пленник" (с интермедией "Служанка-госпожа", 1733), "Адриан в Сирии" (с интермедией "Ливьетта и Траколло, или Лукавая поселянка", 1734), "Олимпиада" (1735), "Фламинио" (1735).

М. Сабинина, Г. Цыпин

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова