Моцарт

Глава №38 книги «Биографии композиторов»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart)

(27 I 1756, Зальцбург — 5 XII 1791, Вена)

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 г. в Зальцбурге (Австрия). Отец композитора, Леопольд Моцарт, был придворным скрипачом в оркестре зальцбургского архиепископа. Культурный, широко образованный музыкант, он стал первым учителем своего сьна.

С ранних лет проявилась феноменальная музыкальная одаренность Моцарта. В три года он без труда подбирал по слуху услышанные мелодии, в четыре года сочинил концерт для клавесина, в пятилетнем возрасте свободно музицировал на скрипке, клавесине и органе.

В 1763—1766 гг. Леопольд Моцарт с семьей предпринимает длительное концертное турне по европейским городам. Его путь лежит через Мюнхен, Франкфурт, Париж, Лондон, Гаагу, Амстердам. Одна из целей поездки — продемонстрировать искусство детей (Старшая сестра Вольфганга — Мария Анна Моцарт — была блестящей клавесинисткой.) в аристократических салонах Европы, где в ту пору определялись жизненные судьбы музыкантов; другая цель — упрочить материальное благосостояние семьи. У Леопольда Моцарта нет причин для неудовольствия; выступлениям юных виртуозов повсюду сопутствует триумфальный успех.

Годы 1767—1769 семья проводит в Вене. Под руководством отца 12-летний Вольфганг углубляет свои знания в области генерал-баса (гармонии) и контрапункта; пишет ряд музыкальных произведений, среди которых — торжественная месса, сонаты для скрипки и клавесина, симфонии, две оперы («Мнимая простушка» и «Бастьен и Бастьена»).

Следующий важный этап в его жизни — путешествие в Италию (1769—1770). Молодой музыкант беспрестанно концертирует, укрепляя свою репутацию виртуоза европейского масштаба: много сочиняет (например, оперу seria «Митридат — царь Понтийский»), в результате чего удостаивается чести быть избранным членом Филармонических академий в Болонье и Вероне. Неизмеримо расширяется его художественный кругозор: посещая картинные галереи и театры, он знакомится с искусством Италии; занимаясь с прославленным педагогом Дж. Б. Мартини, доводит до совершенства собственную композиторскую технику.

Возвратившись в Зальцбург, Моцарт, подобно своему отцу, поступает на службу к архиепископу. Его утверждают в звании придворного концертмейстера; в качестве клавесиниста и скрипача он принимает постоянное участие в жизни зальцбургского оркестра. Его работоспособность поистине поразительна. Несмотря на всевозможные помехи и придирки со стороны капризного, взбалмошного архиепископа, он ухитряется создавать огромное количество музыки. Затрагивая при этом едва ли не все музыкальные жанры, известные эпохе, он углубляет, обогащает, творчески переосмысливает эти жанры, оставляя в каждом из них образцы непревзойденного композиторского мастерства. Сонаты и концерты, квартеты и симфонии, духовные сочинения и танцевальные дивертисменты — таковы основные точки приложения творческих сил Моцарта, таков обширный диапазон его художественных интересов.

В Зальцбурге не было оперного театра. Для реализации своих сценических замыслов композитору приходилось выезжать в другие города. Дважды он посещает Мюнхен — в 1774 и 1781 гг. Первый раз — для подготовки премьеры оперы buffa «Мнимая садовница», второй раз — в связи с постановкой оперы seria «Идоменей». Отсутствие театральной сцены, ограниченность культурных интересов родного города постоянно тяготят Моцарта, подогревают желание расстаться с Зальцбургом. Раздражает и другое: рабская, унизительная зависимость от архиепископа. Прошло время, когда чудо-ребенка осыпали милостями и подарками,— взрослого человека осыпают лишь оскорблениями и насмешками. Часами ждет он в прихожей распоряжений титулованного самодура; однажды случилось, что его вытолкали за дверь... Разрыв со двором архиепископа означает неустанную и трудную борьбу за кусок хлеба. Однако полуголодное существование свободного художника для Моцарта было предпочтительнее сытого довольства слуги. 1781 год — переломный в его биографии. Успех «Идоменея» в Мюнхене окрыляет, стимулирует решительный шаг. Сбросив лакейскую ливрею, композитор навсегда порывает со службой. Отныне он живет в Вене. Свободный, полный энергии и сил, он вступает в пору высшей творческой зрелости.

В июле 1782 г. Моцарт знакомит венцев со своим зингшпилем «Похищение из сераля». Традиционная фабула — злосчастная любовь, приключения в далеких странах, побег из неволи и т. д. — не помешала композитору создать глубоко своеобразное сочинение, отмеченное мягким юмором, лиризмом, вдохновенностью. Опера встретила триумфальный прием у слушателей. Число безучастных и равнодушных измерялось единицами. Среди последних оказался, к несчастью, император Австрии Иосиф II. «Слишком много нот, мой милый Моцарт»,— заметил он композитору, В нарушение всех норм придворного этикета последовал ответ: «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество».

«Похищение из сераля» окружает имя Моцарта ореолом славы в интеллектуальных и художественных кругах столицы Австрии. У композитора появляются друзья, единомышленники, почитатели таланта. Появляются и недруги, тайные недоброжелатели. Среди первых — известный острослов, аббат Лоренцо да Понте В числе вторых молва называла придворного композитора Антонио Сальери. Встреча с да Понте сыграла важную роль в жизни Моцарта. В сотрудничестве с аббатом-вольнодумцем были написаны величайшие оперные творения композитора — «Свадьба Фигаро» и «Дон-Жуан». С ним же работал Моцарт над комической оперой «Так поступают все».

«Свадьба Фигаро» создавалась композитором и либреттистом на основе второй части знаменитой трилогии Бомарше; эта «революция в действии», по словам Наполеона, была под строжайшим цензурным запретом в Австрии. Да Понте, волею обстоятельств, был вынужден несколько затушевать социальную направленность сочинения. Была снята сцена суда, опущены некоторые из политических сентенций Фигаро. Однако основная идея Бомарше — противопоставление веселого, находчивого, талантливого простолюдина незадачливому жуиру-аристократу — осталась в неприкосновенности. Идея, близкая и понятная Моцарту, отлично помнившему годы, проведенные в передней зальцбургского архиепископа.

Сближаясь по ряду формальных признаков с жанром итальянской buffa, «Свадьба Фигаро» представляла собой качественно новый этап в истории оперного искусства. Никогда не было столь полным и безусловным торжество жизненной правды на оперной сцене. Никогда не были столь яркими, рельефными и многогранными музыкальные характеристики действующих лиц. Никогда не сочетались более счастливо веселое и поучительное, светлое и поэтичное, гениальное и простое.

Премьера оперы «Свадьба Фигаро» состоялась 1 мая 1786 г. Опера восхитила всех, за исключением Иосифа II и его приближенных. Этого оказалось достаточно, чтобы она, подобно «Похищению из сераля», вскоре же сошла со сцены.

Не в пример Вене, сочинение Моцарта было по достоинству оценено в Праге. Столица Чехии устроила «Свадьбе Фигаро» восторженный прием. Композитору заказали новую оперу. При этом выбор сюжета предоставили ему самому. После долгих раздумий Моцарт и да Понте остановили свое внимание на старинной испанской легенде о Дон-Жуане. По традиции времени композитор назвал свою новую оперу «веселой драмой» («dramma giocosa»). По своему жанру опера и является такой традиционной «комедией»: в ней немало забавных моментов и комических ситуаций, действие совершается быстро, похождения и реплики Лепорелло, Церлины, Мазетто вызывают, как правило, дружный смех зрительного зала. С другой стороны, «Дон-Жуан» — это драма, более того — трагедия, равной которой по глубине и силе сценического воплощения не знало искусство предшествующих веков. В захватывающем переплетении смеха и отчаяния, иронии и драматизма — неповторимое своеобразие оперы. Далекая в равной мере от зингшпиля, буффонады и оперы seria, от всех известных современникам композитора жанров, форм и образцов, она синтезировала лучшие стороны гения Моцарта, явившись вехой на путях развития западноевропейского музыкального театра.

В беспрестанной и унизительной нужде проходят последние годы жизни Моцарта. Создавая величайшие художественные ценности, он довольствуется грошами, работая с нечеловеческим напряжением сил, едва в состоянии прокормить семью. Однако композитор не утрачивает свойственного ему оптимизма и жизнелюбия. В 1790 г. он пишет обаятельную музыкальную комедию «Так поступают все», годом позже — «Волшебную флейту», чудесную сказку, где любовь побеждает все преграды, а добро торжествует над злом.

Ко времени окончания «Волшебной флейты» Моцарт был уже смертельно болен. Последнее произведение гениального художника — заупокойная месса — «Реквием». Это потрясающий отзвук мыслей и чувств композитора накануне кончины, сочинение, которое мы вправе ценить наряду с величайшими памятниками человеческого гения.

В ночь с 4 на 5 декабря 1791 г. Вольфганг Амадей Моцарт скончался.

«По моему глубокому убеждению,— писал П. Чайковский,— Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я любил все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно. Больше всего «Дон-Жуана», ибо благодаря ему я узнал что такое музыка».

М. Сабинина, Г. Цыпин

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова