Беллини

Глава №4 книги «Биографии композиторов»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini)

(3. XI. 1801, Катания, Сицилия — 23. IX. 1835, Пюто, близ Парижа)

Винченцо Беллини (Bellini) Итальянский композитор. Родился 3 ноября 1801 г. в городе Катанья (Сицилия) в семье музыканта. Окончил Неаполитанскую консерваторию по классу композитора Н. Цингарелли. Дебютировал оперой «Адельсон и Сальвини» (1825), затем — опера «Бианка и Фернандо» (1820) на сцене театра «Сан-Карло» в Неаполе: в 1827 г. написал оперу «Пират» для миланского театра «Ла Скала». Оба последних произведения имели успех и доставили молодому автору признание широкой итальянской аудитории. Из числа дальнейших оперных работ композитора необходимо отметить: «Чужестранку» (Милан, 1829), «Капулети и Монтекки» (Венеция, 1830), «Сомнамбулу» и «Норму» (обе — Милан, 1831), «Беатриче ди Тенда» (Венеция, 1833).

1833—1834 гг. проходят в разъездах: Беллини посещает Лондон, затем Париж, где создает свою последнюю оперу — «Пуритане» (Theatre italien, 1835). Композитор безвременно скончался 24 сентября 1835 г. в Пюто (близ Парижа), в расцвете своего незаурядного дарования.

Помимо названных работ, перу Беллини принадлежат шесть симфоний, концерт для гобоя с оркестром, произведения церковной музыки и романсы. Однако наивысшими достижениями творческого дара музыканта признаны оперные произведения, а лучшими среди них — «Сомнамбула» и «Норма», повествующие о людских печалях и радостях, любви и самопожертвовании. Оба сочинения утвердились на театральных подмостках большинства европейских стран; оба они и поныне трогают, волнуют, восхищают слушателей.

Светлый, изящный лиризм, романтическая взволнованность, созерцание, нега, мечта — отличительные признаки искусства Беллини. Следуя национальным традициям стиля bel canto, являясь — наряду с А. Скарлатти и Дж. Россини — непревзойденным мастером этого стиля, композитор пленяет своими обаятельными, вдохновенными мелодиями; влияния их не избежали многие музыканты, в том числе Ф. Шопен. Однако порой в чистую лирику беллиниевских партитур вкрапливаются мятежные нотки; сладостное раздумье сменяется бурным протестом, тихая греза — призывом к действию. Сын своего времени, он сочувствовал национально-патриотическим чаяниям итальянского народа, изнемогавшего под гнетом австрийской монархии. Потому-то «Норма», повествующая о борьбе галлов за освобождение, оказалась созвучной эпохе, а постановка этой оперы в Италии сопровождалась открытой политической манифестацией.

Оперы Беллини неоднократно и с успехом шли на сценах русских театров. Искусство итальянского мастера хорошо известно многочисленным любителям музыки в нашей стране.

М. Сабинина, Г. Цыпин

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова