Пепуш. «Опера нищих»

The Beggar’s Opera

12.01.2011 в 15:07.
Уильям Хогарт, около 1728

ОПЕРА НИЩЕГО / Опера нищих (The Beggar's Opera) — балладная опера Дж. Гея и И. К. Пепуша (?) в 3 д. Премьера: Лондон, 29 января 1728 г.

«Опера нищего» (называется она так потому, что якобы сочинена нищим) — пародия на итальянскую оперу-сериа, главным представителем которой в Англии в ту пору был Г. Ф. Гендель. Мысль об этой комедии Гею подал его друг Дж. Свифт, заметивший, что «Ньюгейтская (тюремная.— А. Г.) пастораль» дает большие возможности автору. Драматург Гей и является главным автором пьесы. Обосновавшийся в Англии немецкий музыкант Пепуш, возможно, был среди авторов 69 несен, звучавших в спектакле; ему же по традиции, но без явных оснований приписывается аранжировка всех остальных, основанных на английских, ирландских, шотландских и французских народных мелодиях, а также произведениях Пёрселла, Генделя, Бонончини и др.

В интродукции, еще до увертюры, Нищий представляет свою оперу Актеру. Последующее действие развертывается в среде уголовников, мошенников, укрывателей краденого. Проходимец, джентльмен по манерам и платью, капитан Мэкхит покоряет сердца женщин. Ему удается увлечь Полли, дочь Пичема, торговца краденым и в то же время агента полиции. Мэкхит и Полли вступают в тайный брак, но Пичем решает выдать зятя полиции. Полли хочет предупредить мужа об опасности. Неосторожный Мэкхит, проводящий время в обществе веселых женщин, не замечает, что они завладевают его пистолетами, и не может оказать сопротивление полицейским, пришедшим арестовать его и отвести в Нью-гейтскую тюрьму. Мэкхит опасается мести тюремщика, так как находится в связи с его дочерью Люси. Положение становится особенно затруднительным, когда в тюрьму приходит Полли и между обеими женщинами возникает ссора. Люси помогает Мэкхиту бежать, однако полиции удается при помощи Пичема снова засадить его за решетку. Полли и Люси умоляют своих отцов пощадить капитана — те настаивают на его казни. Действие движется к трагической развязке, но тут его прерывает интермедия, в которой Актер убеждает Нищего, как «автора» оперы, пойти навстречу вкусам публики и завершить спектакль счастливым концом. Нищий не без иронии соглашается удовлетворить желание аудитории; в последнюю минуту приходит помилование, и все соединяются в веселом танце.

«Опера нищего» — злая и ядовитая сатира на аристократию, правительство Англии, продажность и растление общества, смыкание преступных элементов с полицией. Автор писал: «Высшие и низшие круги так похожи в моей пьесе, что трудно решить, подражают ли знатные джентльмены джентльменам с большой дороги, или джентльмены с большой дороги подражают знатным господам». Это балладная опера, опирающаяся на популярные мелодии и песни, пародийно использующая приемы оперы-сериа. Пьеса имела необычайный успех. Двести лет спустя к теме Гея обратился Б. Брехт, создавший «Трехгрошовую оперу» с музыкой К. Вайля. Новую редакцию музыки «Оперы нищего» сделал Б. Бриттен; она была представлена 24 мая 1948 г. в Кембридже, а в феврале 1964 г. — в берлинской «Комише опер».

А. Гозенпуд

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова