Опера Верстовского «Аскольдова могила»

Askold's Grave

12.01.2011 в 14:23.

Т. Г. Шевченко. Аскольдова могила. 1846. Акварель

АСКОЛЬДОВА МОГИЛА — романтическая опера А. Верстовского в 4 д. (6 к.), либретто М. Загоскина по его одноименной повести (роману). Премьеры первых постановок: Москва, Большой театр, 16 сентября 1835 г., под управлением И. Фельдмана; Петербург, Большой театр, 27 августа 1841 г.

Это лучшее музыкально-сценическое произведение Верстовского, в котором полнее всего выявились сильные стороны его таланта. Он претворил в музыке элементы крестьянской песенности, стихию бытового романса, разнообразные жанровые и танцевальные формы (например, славянская пляска). Занимательное действие, рисующее, хотя и весьма свободно, один из эпизодов истории Киевской Руси X в., стремление воспроизвести русский колорит — все содействовало успеху оперы. Верстовский стремился создать сочинение героико-романтического плана, но природа его дарования и мера проникновения в национальный фольклор определили жанр оперы: не героические и драматические образы, а бытовые, жанрово-комедийные фигуры, и прежде всего гудочник Торопка Голован, всего более удались автору.

«Аскольдова могила», поставленная за год до "Жизни за царя" Глинки, связана с предшествующим этапом развития русской, в том числе комической, оперы. Об этом свидетельствует и ее структура — чередование несложных вокальных номеров и разговорных диалогов. Иногда лишь оркестр сопровождает сценическое действие. Ряд персонажей вообще не имеет музыкальных характеристик. Некоторые герои «Асколь-довой могилы» обязаны своим происхождением традиции старой оперы. Это и комические образы — Фрелаф, Вышата, и центральная условно-романтическая фигура Неизвестного. Однако «Аскольдова могила» не только порождение, но и обогащение традиции. Эта опера единственная в наследии композитора пережила его.

Действие происходит в Киеве, в правление князя Святослава Игоревича. Неизвестный, задумав свергнуть Святослава при помощи княжого отрока Всеслава, открывает ему, что он правнук легендарного князя Аскольда. Всеслав, которому ненавистна измена, отказывается помогать Неизвестному. Однако силой обстоятельств юноша возбуждает гнев князя: защищая свою невесту Надежду от нападения княжих ратников, он убивает гридню Простена. Надежда вместе с другими девушками становится пленницей князя. На помощь ей и Всеславу приходит гудочник Торопка Голован: разбитной и находчивый, он отвлекает внимание стражи песнями и прибаутками, в то время как Всеслав помогает Надежде бежать. Колдунья Вахрамеевна открывает князю убежище беглецов, и воины князя спешат за ними. Неизвестный обещает Всеславу спасти его и Надежду, если он выступит против князя. Всеслав отвергает предложение. Появляется гонец князя, сообщающий, что Всеслав и Надежда прощены. Неизвестный погибает в волнах Днепра.

В музыке и сценическом действии полновластно царит Торопка Голован. Его песни «Близко города Славянска», «Заходили чарочки», наряду с хорами,— лучшие страницы оперы. Мелодии песен Торопки сразу сделались популярными, особенно благодаря исполнению А. Бантышева (Москва). Лукавое простодушие, удальство, хитрость и изворотливость Торопки, по свидетельству современников, Бантышев передавал мастерски (партия была написана для него). Голос его — полнозвучный, ровный во всех регистрах — чаровал слушателей. В Петербурге с Бантышевым соперничал Л. Леонов. В других партиях выступали Н. Репина — Надежда (Москва), О. Петров — Неизвестный (Петербург). Опера с успехом возобновлялась во 2-й половине XIX — начале XX в. Партию Неизвестного в Московской частной опере исполнял Ф. Шаляпин. Позднее «Аскольдова могила» ставилась достаточно редко и не в оригинальном виде: Московский театр оперетты, 1945 г. (под названием «Украденная невеста», редакция М. Жукова, либретто В. Шкваркина); Киев, 1959 г. (редакция Б. Доброхотова, либретто Н. Бирюкова, далеко отошедшее от первоисточника).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова