Аппассионата

02.06.2011 в 16:36.

«Ничего не знаю лучше Аппассионаты, готов слушать ее каждый день... Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю, вот какие чудеса могут делать люди», - так передает М. Горький слова Владимира Ильича Ленина об одной из сонат Л. Бетховена.

Фортепианная соната № 23 фа минор соч. 57 была написана композитором в 1806 году. Вернее - записана в этом году, так как сочинил ее Бетховен раньше, но в течение двух лет она оставалась не записанной. Название «Аппассионата» - страстная - было дано этой музыке не ее автором, однако оказалось настолько удачным, что сохранилось поныне. Современники чувствовали, что соната имеет конкретную программу, пытались узнать ее. Но на вопрос о содержании музыки Бетховен отвечал кратко: «Прочтите "Бурю" Шекспира».

Действительно, в «Аппассионате» бушуют страсти шекспировского масштаба, однако облик их иной - современный Бетховену. Слышатся отзвуки музыки Великой французской революции: и напев «Марсельезы» в конце первой части, и стихийная героическая пляска финала.

Вообще же термин appassionato, происходящий от итальянского appassionare - возбуждать страсть, - применяется для обозначения характера исполнения музыкального произведения.

Л. В. Михеева


"Страстная" — так назвал Бетховен одну из гениальнейших своих сонат для фортепиано. Это название так и осталось в истории музыки единственным. Никто и не пытается соперничать с Бетховеном.

Но весьма часто итальянское слово appassionato употребляют для обозначения в музыке страстности, взрывчатости, пылкости, страдания. Страсть и страдание в итальянском языке обозначаются одним словом passione. Иногда в русском языке эти слова синонимы. В двух случаях, если точно. В одном вы и сами часто употребляете, когда говорите про кого-то, что он страдает по кому-то, то есть страстно влюблен. В другом — это повелось издавна — "страстями" называют страдания Иисуса Христа. Поэтому христиане отмечают "страстную неделю", "страстную пятницу". "Страстями" называется и театрализованный жанр ораториальной музыки на сюжет Евангелия, в котором рассказывается о страданиях Иисуса. "Страсти" в данном случае — русский аналог западных пассионов. Эти представления были призваны не только укрепить веру христиан в Бога, но вызвать в них сострадание, облагораживающее душу человека.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова