Адольф Шарль Адан (Adolphe Charles Adam)

04.12.2010 в 13:36.

Адольф Шарль Адан (Adolphe Charles Adam)

Адан — заметный представитель французской композиторской школы первой половины XIX века. Его творческие интересы находились преимущественно в сфере музыкального театра, и он не случайно считается одним из основоположников французской комической оперы. В наследии Адана — более сорока опер, среди которых наибольшей известностью пользовалась «Почтальон из Лонжюмо». Но именно его балеты открыли новую страницу в истории этого жанра, причем «Жизель» — самое яркое из его балетных произведений — на протяжении более 150 лет остается репертуарным спектаклем и продолжает восхищать любителей этого искусства. Музыка Адана отличается открытой эмоциональностью, мелодичностью, истинно французским изяществом, ритмической изобретательностью. Она пластична, ярко театральна, нередко насыщена юмором и жанровыми интонациями.

Адольф Шарль Адан (Адам) родился 24 июля 1803 года в Париже, в семье видного пианиста и педагога, профессора Парижской консерватории, бельгийца по происхождению, Луи (Иоганна Людвига) Адана. С детских лет находившийся в атмосфере музыки, мальчик рано проявил яркие музыкальные способности. Начальное музыкальное образование он получил у выдающегося фортепианного педагога, автора многих инструктивных пьес, доживших и до наших дней, — Лемуана. В 1814 году Адан поступил в Парижскую консерваторию, где занимался в классе органа (Ф. Бенуа) и контрапункта (А. Рейха). С 1817 года начал брать уроки свободного сочинения у Ф. А. Буальдьё, крупного композитора, оказавшего на своего ученика существенное влияние. В 1825 году Адан получил Римскую премию, которая — по традиции — дала ему право провести три года на вилле Медичи в Риме.

С первых шагов композиторской деятельности Адана влекли к себе театральные жанры. Начал он с сочинения музыки к водевилям, а в 1829 году дебютировал в опере. Его первым произведением в этом жанре стала комическая опера из русской истории «Петр и Екатерина».

Несколько лет Адан проводит в Лондоне, где служит директором театра Ковент-Гарден. Здесь появляется его первый балет «Фауст» — первое значительное по музыке воплощение на балетной сцене бессмертного творения Гёте. В 1836 году Адан работает над балетом «Дева Дуная» вместе с Ф. Тальони, от которого получает ясное представление о специфике балетных форм. Многое черпает он и из балетных партитур Герольда.

Некоторое время Адан живет в Берлине, а в 1839 году приезжает в Петербург, где проводит два года, в течение которых сочиняет и ставит на императорской сцене балет «Морской разбойник». В 1840 году он возвращается в Париж, где спустя год создает свое лучшее произведение — балет «Жизель».

Дальнейший путь вновь приводит Адана в Лондон, где он во второй раз на некоторое время становится директором театра «Ковент-Гарден». В 1847 году композитор возвращается во Францию и открывает в Париже «Национальный театр», просуществовавший всего год — он был закрыт после революционных событий 1848 года. С 1849 года Адан — профессор Парижской консерватории по классу композиции. В эти годы из-под его пера появляются такие сочинения, как оперы «Песочный человек» по Гофману и «Фальстаф» по Шекспиру. Последнее сочинение композитора, балет «Корсар», было написано незадолго до смерти Адана, последовавшей 3 мая 1856 года в Париже.

Л. Михеева


Чл. Института Франции (1844). Сын Л. Адана. Учился в Парижской консерватории у Ф. Бенуа (орган), Эллера и А. Рейхи (контрапункт), а также у Ф. А. Буальдьё (композиция), оказавшего на А. большое влияние. Рим. пр. (1825). В 1829 дебютировал как оперный композитор (комич. опера "Пётр и Екатерина"). В его первых комич. операх заметно влияние музыки Ф. Обера. Наибольшей известностью пользовалась опера "Почтальон из Лонжюмо" (1836) с её легко запоминающимися мелодиями, близкими франц. бытовым песням. А. принадлежат также произв. в жанре "большой оперы", напр. опера "Ричард в Палестине" (1844, т-р "Королевская Академия музыки", Париж). Среди балетов А. поныне популярны "Жизель, или Виллисы" (на либр. Т. Готье, 1841, там же), утвердивший романтич. направление во франц. балете, и "Корсар" (1856, т-р "Опера-комик", Париж). Музыка А. мелодична, изящна, пластична. Его балеты отличаются эмоционально-образной контрастностью, ритмич. живостью, жанровым разнообразием, танцевальностью.

В 1839-40 жил в Петербурге, где написал и поставил балет "Пират" ("L'Ecumeur de mer"). Впечатлениям о России посв. письма А. из Петербурга. В 1847 открыл в Париже "Национальный театр" (просуществовал один год). С 1849 профессор Парижской консерватории (класс композиции). Выступал как муз. критик.

Сочинения: св. 40 опер, в т. ч. Хижина (Le Chalet, по Гёте, 1834, т-р "Опера-комик", Париж), Король Ивето (Le Roi d'Ivetot, по Беранже, 1842, там же), Калиостро (1844, там же), Тореадор (Le Torйador, ou l'Accord parfait, 1849, там же), Жиральда (Giralda, ou la Nouvelle Psychй, 1850, там же), Нюрнбергская кукла (Le poupйe de Nurenberg, по новелле "Песочный человек" Гофмана, 1852, т-р "Национальная опера", Париж), Если бы я был королём (Si i'йtais roi, 1852, "Театр Лирик", Париж), Фальстаф (по Шекспиру, 1856, т-р "Опера-комик", Париж); балеты, в т. ч. Фауст (1833, Лондон), Дочь Дуная (La fille du Danube, 1836, т-р "Опера-комик", Париж); театр. музыка, песни, фп. пьесы и др.

Литературные сочинения: Письма композитора Адана о своей поездке в Петербург в 1839 году, "РМГ", 1903, No 38; Souvenirs d'un musicien, P., 1857, 1871; Derniers souvenirs d'un musicien, P., 1859, 1871.

Литература: Слонимский Ю., "Жизель". Балет, Л., 1926; Hаlйnу J., Notice sur la vie et les ouvrages de A. Adam, P., 1859; rougin A., Adolphe Adam: sa vie, sa carriиre, ses mйmoires artistiques, P., 1877.

Е. Ф. Бронфин

Произведения

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова