Артюр Онеггер. Годы формирования
Глава №55 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюАртюр Онеггер, один из крупнейших композиторов XX века, принадлежит двум национальным культурам. По происхождению он швейцарец (родители — уроженцы Цюриха), вырос в Нормандии, сформировался как музыкант в Париже и прожил там большую часть жизни, но остался швейцарским подданным. Среди композиторов, начинавших свою деятельность в «Шестерке», он получил особенно широкое признание.
Онеггер родился 10 марта 1892 года в Гавре, там же получил начальное музыкальное образование. В 1909-1911 годы учился в Цюрихской консерватории, затем в Парижской (классы скрипки Л. Капе, контрапункта — А. Жедальжа, композиции — Ш. Видора, дирижирования — В. д'Энди). Швейцарские корни определили воздействие на него австро-немецкой музыки, но не менее значительны были и французские влияния. В целом же ему была присуща независимость эстетических позиций. Даже в то время, когда во французском искусстве веял дух нигилизма, Онеггер, не теряя связи с идеями современников, сохранял веру в общественное предназначение музыки и ее облагораживающее воздействие на людей. Как музыкант-мыслитель он откликался на самые насущные проблемы времени. Он возродил во Франции жанр оратории и поднял на уровень мирового значения французскую симфонию; он убедительно сочетал традиции и новаторство, стремясь создавать музыку, «доступную „человеку с улицы" и интересную знатоку».
Годы формирования творческой личности Онеггера проходили под знаком ломки эстетических идеалов, вызванной событиями Первой мировой войны. Скромный провинциал, воспитанный в строгих правилах протестантской морали, традиционной эстетики и уважения к классике, он был ошеломлен бунтарством, царившим в интеллектуальной атмосфере артистического Парижа, тем более что до того круг его художественных интересов замыкался романтиками — Вагнером, Р. Штраусом, Регером (которого, по словам Онеггера, «совсем не знали в Париже»), Теперь же он столкнулся с совсем иными веяниями: «В формировании моей эстетики и воспитании вкуса Дебюсси и Форе оказались очень полезным противовесом классикам и Вагнеру», — писал он впоследствии.
В Парижской консерватории молодой музыкант встречается с Тайфер, Ориком, Мийо. Последний знакомит его с музыкой Стравинского и других новейших композиторов: «Отметим... — вспоминает Онеггер, — влияние Стравинского и Шёнберга, но не забудем также и Дариюса Мийо, моего товарища по классу контрапункта».
Мийо приобщает его и к новой поэзии, что находит вскоре отклик в вокальной лирике Онеггера. Он пишет циклы поэм для голоса и фортепиано на стихи Ф. Жамма, Ж. Лафорга, А. Фонтена, А. Чобаняна, П. Фора, а также шесть поэм на стихи Аполлинера: «Осень», «Прощание», «Клотильда», «Акробаты», «Колокола» и «В тюрьме „Санте"» (последнее стихотворение позднее привлечет внимание Шостаковича). Весьма симптоматично обращение Онеггера к Гийому Аполлинеру — поэту-бунтарю, порвавшему с символизмом ради гневного и горестного изображения непримиримых противоречий действительности, жестокой к отверженным и униженным (старшее поколение музыкантов в то время еще тяготело к символистской или неоклассицистской поэзии). Не менее показательно увлечение поэзией Блеза Сандрара, представителя французского «поэтического реализма» XX века, приверженца идей социализма. В 1920 году молодой композитор пишет кантату «Пасха в Нью-Йорке» для сопрано и струнного квартета на стихи Сандрара. В 1918 году Онеггер уже касался темы жертвенности, морального подвига в Пасхальном песнопении для женского голоса, хора и оркестра, но там музыка была традиционно праздничной, в то время как здесь она полна горечи и смятения. По-видимому, за прошедшие два года воспринятые с детства патриархальные воззрения дали основательную трещину *.
* К теме подвига, самоотречения, служения благу многих и идее морального долга перед людьми Онеггер будет еще не раз возвращаться, рассматривая ее в разных аспектах (оратории «Царь Давид» и «Юдифь», «Жанна д'Арк на костре» и «Никола из Флю»), На Рождественской кантате (1953) замкнется круг непосредственно евангельских тем.