Альбан Берг. Скрипичный концерт

Глава №121 книги «История зарубежной музыки — 6»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Последнее крупное инструментальное произведение Берга возникло гораздо позже, незадолго перед смертью компози­тора. Это двухчастный Скрипичный концерт, отно­сящийся к самым вдохновенным, но и самым трагическим стра­ницам музыки XX века. Концерт посвящен памяти Манон Гропиус, рано умершей дочери Альмы Малер (вдовы Густава Малера). Первая часть, по замыслу Берга, должна вызывать в представлении слушателя поэтический образ прелестного юного создания. Она написана в форме, близкой к сонатной. В коде первой части у солирующей скрипки звучит простая мелодия каринтийской народной песни *

* Каринтия — область Австрии.

в столь изысканной гармонизации, что почти невозможно ощутить ее народно-пе­сенную природу; это кульминационное лирическое откровение всей части. Вторая часть, как и первая, распадается на два раздела (таким образом, двухчастный цикл приобретает черты четырехчастности). Первый ее раздел, учитывая импровизаци­онность его структуры, можно рассматривать как совместную каденцию солиста и оркестра – Берг опять вводит в форму классического концерта необычные элементы. В этом разделе воплощены страдания и муки обреченного юного существа, жестко и неумолимо звучит формула лейтритма

Второй раздел – кода – представляет собой хоральные ва­риации на тему хорала Баха «Es ist genug» из Кантаты № 60 («О Ewigkeit, du Donnerwort»). Здесь музыка с такой же силой, как в медленных финалах некоторых симфоний Малера, пере­дает особое просветленное и сосредоточенное состояние души при прощании с жизнью, только в более ярко выраженном ми­стическом плане: в последних тактах концерта нежнейшая ме­лодия солирующей скрипки словно возносится на небеса.

Серия Скрипичного концерта (пример 53) представляет собой ярко характерную последовательность звуков: восходя­щий терцовый ряд обрисовывает четыре разных трезвучия, два минорных и два мажорных, и замыкается характерным для Берга целотонным отрезком – из четырех звуков; с подобно­го же отрезка начинается мелодия хорала Баха «Es ist genug».

Наличие такого количества трезвучий указывает на творчес­кое использование додекафонной техники, на отход от орто­доксальной додекафонии. Додекафонная техника Берга вообще менее строга, чем у Шёнберга, поскольку эпизодически он на­рушает ее существенные правила – обязательность полного проведения серии или исключение из звуковысотной ткани эле­ментов, ничем не связанных с серией.

Скрипичный концерт, как и Камерный, является блестящим виртуозным произведением и одновременно еще чем-то боль­шим. Это проникновенный инструментальный реквием, ему свойствен глубоко интимный, часто приобретающий трагичес­кую окраску тон музыкального высказывания. Подобной трак­товки концертного жанра история музыки до Берга не знала. Судьба Скрипичного концерта оказалась относительно счаст­ливой: он любим значительно более широким кругом слушателей, чем два предыдущих инструментальных произведения Берга, достоинства которых раскрываются прежде всего тон­ким ценителям.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова