Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Постромантизм, необарокко. Неовенская оперетта

Глава №110 книги «История зарубежной музыки — 6»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Среди композиторов постромантической ориен­тации наиболее известны Й. Маркс и Ф. Шмидт.

Йозеф Маркс (1882—1964) — композитор, музыкаль­ный критик и музыковед, педагог, воспитавший ряд австрий­ских музыкантов (у него учились Г. фон Айнем, Р. Шоллум, И. Н. Давид), с 1922 по 1925 год бывший директором Венской академии музыки. На протяжении многих лет он вел активную музыкально-критическую деятельность в крупных венских журналах, прервав ее только в 1933—1945 годах, в период фа­шистской диктатуры.

Широкий гуманитарный кругозор, пристрастие к классичес­кой австрийской музыкальной традиции определили многое в творческих исканиях Маркса. В историю австрийской музыки он вошел как художник, развивавший традиции немецкой ро­мантической песни. В песенном творчестве Маркса (более ста сочинений) находят продолжение принципы, характерные для лирики Г. Вольфа: детализированная, тонкая декламация, под­черкнутое внимание к слову, к поэтической атмосфере стиха. Даже выбор текстов подчас связан у него с австро-немецкой песенной традицией – Рюккерт, Эйхендорф, Хейзе («Итальян­ская книга песен», 1912, – своеобразное продолжение цикла Вольфа), но большинство песен написано все же на стихи со­временных поэтов – У. Уитмена, А. Жиро, К. Гамсуна, а так­же на собственные. В стилистике вокального творчества Мар­кса, особенно в гармонии и фактуре, заметны следы влияния Дебюсси и Скрябина, что придает особый — импрессионист­ски красочный – колорит его песенной лирике.

В 20—30-е годы в творчестве Маркса обнаруживаются но­вые тенденции – интерес к инструментальному мышлению, к жанрам камерной и симфонической музыки, к крупной форме классиков и романтиков; в его стиле заметно явное тяготение к контрапункту. Эти черты, родственные неоклассицизму, свой­ственны таким сочинениям, как два фортепианных концерта — Романтический (1920) и «Castelli romani» («Римские замки», 1930), цикл из трех струнных квартетов: Первого, Хроматичес­кого (1937), Второго, «В античном духе», основанного на цер­ковных ладах (1938), и Третьего, «В классическом духе» (1941), а также большим оркестровым произведениям: Осенней симфо­нии (1922), Северной рапсодии (1929), Старовенским серенадам (1942). Наследие Маркса, помимо песен и оркестровых про­изведений, включает ряд произведений для хора, камерного ансамбля, фортепиано, органа.

Франц Шмидт (1874—1939) был известным виолон­челистом, долгое время работал в оркестре Придворной оперы (в малеровский период), выступал также как органист и пиа­нист. Много лет преподавал в Венской академии музыки, был преемником Й. Маркса на посту ее директора. В творчестве Шмидта развивается шубертовско-брукнеровская линия авст­рийского симфонизма. Он является приверженцем чистой, «абсолютной» музыки, в русле этой традиции созданы его основные сочинения, среди которых — четыре симфонии (1899, 1913, 1928, 1933), оркестровая Чакона (1933), Фортепианный концерт (1934), камерные сочинения, ряд значительных орган­ных произведений. В манере брукнеровских духовных сочине­ний написана оратория Шмидта «Книга за семью печатями» на текст Апокалипсиса (1937). Перу композитора принадлежат две оперы, имевшие в свое время относительный успех, – «Собор Парижской Богоматери» (1914) и «Фредигундис» (1922).

Одним из крупных художников, примыкавших к построман­тическим течениям, был Иоганн Непомук Давид (1895—1977) – композитор, органист, педагог (преподавал в Лейпцигской консерватории, зальцбургском Моцартеуме, Выс­шей музыкальной школе Штутгарта). Как композитор он не получил систематического образования, воспитывался, по­добно Брукнеру, в австрийской провинции, мальчиком пел в церковном хоре, затем был кантором, церковным органистом и учителем начальной школы. Давид напоминает Брукнера и самим своим обликом «святого от музыки», художника, воспи­танного в русле широкой и прочной, испытанной временем духовной музыкальной традиции. Некоторое время он зани­мался композицией у Й. Маркса, брал отдельные уроки у Шён­берга. В его творчестве формируется своеобразная линия авст­рийского «необарокко», примечательная тем, что обращение композитора к музыке старых мастеров не связано с антиро­мантической позицией, столь характерной, например, для нео­классицизма Стравинского и Хиндемита. Австрийское «необа­рокко» возникает на иной мировоззренческой основе: Давид шел к музыке Баха и нидерландских полифонистов через кон­цепцию романтического симфонизма шубертовско-брукнеров­ского типа. В стилистическом отношении наследие композито­ра достаточно разнообразно: опираясь на технику Баха и мастеров строгого стиля, он в отдельных случаях приближается к додекафонным принципам организации, не покидая при этом тональной основы. Давид – автор восьми «больших» симфо­ний, оркестровых произведений в своеобразной «предкласси­ческой» манере (Sinfonia preclassica, 1953; Sinfonia breve, 1955; Симфония для струнных, 1959), симфонической фантазии «Ма­гический квадрат» (1959), большого количества хоровых сочи­нений – месс, кантат, Реквиема (1956). Особой известностью пользуется его органная музыка – хоралы, Концерт для орга­на с оркестром (1965), Двенадцать фуг (1968).

В австрийской музыке первой половины XX века нельзя обойти вниманием группу композиторов, работавших в обла­сти оперетты, которая переживала в тот период новый блестя­щий расцвет. Ф. Легар, И. Кальман, Э. Эйслер, Л. Фалль, О. Штраус, Р. Штольц, Р. Бенацки и целый ряд других ком­позиторов представляют так называемую Неовенскую школу оперетты. XX век внес в этот жанр свои коррек­тивы. Новые черты были связаны с обращением к современной тематике, обновлением драматургических принципов. В оперет­ту проникает конфликтность, в ее содержании начинает пре­обладать оперное, лирико-психологическое начало. Яркими образцами новой трактовки жанра являются лучшие оперетты зачинателя Неовенской школы Легара («Веселая вдова», «Граф Люксембург», «Цыганская любовь» и др.), а также Кальмана, которого И. Соллертинский назвал «пуччинизатором оперет­ты» («Сильва», «Графиня Марица», «Фиалка Монмартра» и др.).


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2019 Проект Ивана Фёдорова