Малипьеро. Симфонические и камерные жанры зрелого творчества

Глава №100 книги «История зарубежной музыки — 6»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

В зрелые годы Малипьеро написал одиннадцать круп­ных оркестpовых произведений с жанро­вым определением sinfonia. В них он стремился возродить сти­листические и композиционные принципы этой специфически итальянской старинной инструментальной формы. Таковы его Симфония в четырех темпах, подобно четырем временам года (1933), Элегическая симфония (1936), Симфония колоколов (1945), Симфония in memoriam (1946), Концертная симфония с подражанием эху (1947), Симфония Зодиака — четыре пар­титы: от весны до зимы (1954), Симфония для Антигенида (1962) *,

* Антигенид — древнефиванский музыкант, искуснейший мастер игры на свирели.

Симфония горести (1966), Симфония Атропы (1967) *,

* Атропа (Атропос) — древнегреческая богиня, перерезающая нить жизни.

посвященная памяти Г. Шерхена, и др. Композитор написал также ряд оркестровых сочинений сюитного, поэмного плана (они были упомянуты выше), концерты для различных инстру­ментов с оркестром, в том числе два скрипичных (1932, 1963) и шесть фортепианных (1934—1964).

В области симфонической музыки композитору более уда­вались малые формы. В его крупных произведениях калейдо­скопическая смена образов порой нарушает целостность драма­тургии, развитие приобретает характер смутного «потока сознания», не подчиненного четкой концепции. Симфоническая музыка Малипьеро как бы рисует мир, полный бесконечной изменчивости, неустойчивости, мир, в котором реальность оборачивается миражом, а мираж воспринимается как реаль­ность. В этом проявляется трагичность мироощущения ком­позитора.

В стиле симфоний Малипьеро следует отметить прежде все­го яркость, эмоциональность мелодики. Его партитуры привле­кают также разнообразием средств тематического развития, особенно полифонических. Опираясь на глубокое и разносто­роннее знание памятников раннего итальянского инструмента­лизма, композитор искусно соединяет приемы фрескового, сим­фонически масштабного, и камерно-ансамблевого письма. Оркестровые составы избираются свободно, часто образуя при­чудливые сочетания инструментов; привлекает внимание темб­ровое богатство изложения с градациями от тонкой, почти импрессионистской колористичности до аскетичной графики темброво однородных решений. Индивидуальна форма каждой симфонии, а все вместе их можно с известным основанием рас­сматривать как своего рода грандиозный цикл.

Симфоническое наследие Малипьеро позволяет говорить и о своеобразии его гармонического стиля. Композитор следует исторически сложившейся ладотональной системе, свободно сочетая ее с атональными структурами, которые, однако, ни­когда не бывают главенствующими.

К камерному инструментальному ансамб­лю Малипьеро обратился довольно поздно, лишь в 1919 году, когда была написана пьеса для скрипки и фортепиано «Песня издалека». К числу его наиболее значительных камерно-ансам­блевых произведений нужно отнести восемь струнных кварте­тов, написанных между 1920 и 1964 годами. Среди них приме­чательны Первый («Rispetti e strambotti», 1920) и Второй («Stornelli e ballate», 1923), в которых переосмыслены жанры итальянской народной, а также средневековой профессио­нальной музыки. Эти два сочинения отмечены неистощимой изобретательностью в трактовке инструментов, в метроритми­ческой сфере и в динамической организации музыкальной фор­мы. В Третьем квартете (1931), носящем подзаголовок «Песно­пения в мадригальном стиле», с оттенком иронии, но и с проникновенным лиризмом воссоздается характер мадригаль­ного пения. Шестой квартет (1947) имеет название «Ноев ков­чег», которое, возможно, отражает скрытую мысль о ковчеге в «потопе» Второй мировой войны. Без подобного рода скрытых программ (к которым в своей инструментальной музыке любил прибегать Малипьеро) написаны Четвертый (1934), Седьмой (1950) и Восьмой (1964) квартеты. Пятый квартет (1950), имеющий подзаголовок «dei capricci» (квартет каприччио), основан на музыке оперы Малипьеро «Каприччио Калло».

Большой знаток итальянского инструментального искусства XVI—XVIII веков, Малипьеро в ряде произведений обращает­ся к старинным составам ансамбля (в этом отношении он сбли­жается с П. Хиндемитом). Здесь можно назвать Ричеркары и «Выдумки» для одиннадцати инструментов, «Эподы и ямбы» для скрипки, альта, гобоя и фагота (1932), Сонату для флейты, арфы и струнного трио (1934) и Сонату для четырех деревян­ных духовых инструментов (1954).

Интереснейшим образцом камерной инструментальной музыки Малипьеро являются его «Диалоги» (1956—1957). Первый диалог («С Мануэлем де Фальей») — для оркестра, второй («Между двумя фортепиано») — для двух фортепиано, третий («С Якопоне да Тоди») — для голоса и двух фортепи­ано, четвертый — для пяти духовых, пятый — для альта и оркестра, шестой — для клавесина и оркестра, седьмой — для двух фортепиано и оркестра, восьмой («Смерть Сократа») — для баритона и малого оркестра.

Немало произведений, отмеченных тонкой поэтичностью и изяществом, написал Малипьеро для фортепиано, а также для голоса в сопровождении фортепи­ано. Среди последних заслуживают упоминания Три стихо­творения А. Полициано (1920) и «Италийские времена года» (1923).

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова