Belcanto.ru
Классическая музыка, опера и балет
главная персоналии произведения словарь записи книги


Дариюс Мийо. Опера «Максимилиан»

Глава №81 книги «История зарубежной музыки — 6»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

После завершения первой версии «Христофора Колумба» Мийо обратился к другому замыслу большой оперы на исторический сюжет — «Максимилиан» (1930) по пьесе Ф. Верфеля «Хуарес и Максимилиан», воспроизводящей сцены из истории борьбы Мексики за свою независимость. Основная идея оперы предельно ясна. Мийо привлекла не столько фигура патриота Хуареса и его сторонников, сколько трагическая судьба австрийского принца Максимилиана, который в результате сложной политической игры был провозглашен императором Мексики и позднее расстрелян мексиканскими повстанцами.

Либретто Р. Гофмана, написанное в традициях большой исторической оперы Скриба — Мейербера, состоит из трех действий. Музыка Мийо также достаточно традиционна. Здесь есть яркие ансамбли и хоры, замкнутые по форме номера и сквозные сцены. Музыкальный язык пестр и разнороден. Эпизоды тональные соседствуют с политональными. Местный колорит создается бытовой песенностью. Народные сцены построены на мексиканском фольклоре, который Мийо специально изучал. Среди действующих лиц наиболее тщательно разработан психологически сложный образ Максимилиана. Композитор придал герою оперы черты человечности, благородства; он — жертва неумолимого хода истории и ложной позиции, ошибочность которой понял лишь в ночь перед казнью. Развернутый монолог одиноких размышлений Максимилиана — одна из самых удачных сцен. Завершается опера народным праздником завоеванной свободы.

Постановка «Максимилиана» в «Гранд-опера» не имела успеха. Простота и традиционность музыки были восприняты друзьями Мийо как капитуляция композитора, а завсегдатаи театра, напротив, сочли излишне сложными и диссонантными те музыкальные эпизоды, которые автор считал наиболее интересными.

Заслуживает упоминания также третья «латино-американская» опера Мийо «Боливар» на либретто Мадлен Мийо (жены композитора) по драме Ж. Сюпервьеля (1943). Она посвящена герою борьбы за свободу южно-американских колоний и близка по стилю «Максимилиану».


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2021 Проект Ивана Фёдорова