Артюр Онеггер. Четвертая симфония
Глава №73 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюЧетвертая симфония (1946), как уже говорилось, явилась своего рода пасторально-лирическим интермеццо *.
* Симфония написана для Базельского камерного оркестра в честь его двадцатилетия и посвящена основателю оркестра, дирижеру П. Захеру. Впервые она была исполнена юбилярами 21 января 1947 года в Базеле.
Название — «Базельские развлечения» — уточняет ее программу: умиротворенное созерцание идиллических картин жизни и природы Швейцарии. В музыке симфонии — и голоса природы, и пастушеские наигрыши, и рожденные швейцарским фольклором темы, но, по сравнению с полнокровной, ликующей «Песней радости» или безоблачной «Летней пасторалью», Четвертая симфония звучит несколько приглушенно, она словно окутана дымкой отдаленности.
В медленном вступлении (Lento е misterioso) из тишины возникают отдельные мотивы, порождающие в неторопливом Allegro вереницу постепенно оживляющихся, акварельно-прозрачных образов, мечтательных и задорных, распевных и танцевальных. Их дополняют, сплетаясь с ними в искусных контрапунктах, народные темы. Во второй части (Larghetto в форме пассакальи) в прихотливых вариациях Онеггер последовательно наслаивает на суровую, угловатую, размеренно шагающую в басу тему ostinato несколько разнохарактерных мелодических линий, и среди них мелодию старинной швейцарской песни «В Базеле, на Рейне моем», выделенную тембром солирующей валторны. В пронизанном фанфарами и плясовыми наигрышами финале после неожиданно задумчивого среднего эпизода Adagio приближающееся праздничное шествие увенчивается в коде пронзительным звучанием у флейт широко известной песни XIII века «Базельская заря», которой по традиции начинался день карнавала. Тема песни образует пятый мелодический слой в полифонической ткани финала. Музыка народного веселья, озарив простодушной жизнерадостностью, внезапно тускнеет, расслаивается и медленно угасает. Примечательно, что, несмотря на полифоническое письмо и конструктивную сложность отдельных частей симфонии (так, в финале органично сочетаются черты рондо, пассакальи и фуги), течение музыки кажется прозрачным и обманчиво простым благодаря тональной ясности, преобладанию диатоники, звуковому равновесию между голосами и рельефности всех мелодических линий, оттеняемых солирующими тембрами.