От редактора-составителя

Глава №1 книги «История зарубежной музыки — 6»

К следующей главе       К содержанию

Шестой выпуск учебника по истории зарубежной музыки хроно­логически продолжает предыдущий, где речь шла о зарубежной му­зыке конца XIX — начала XX века. Данный выпуск охватывает в основном эпоху между двумя мировыми войнами (Первой, 1914— 1918, и Второй, 1939—1945). В нем рассматривается преимущест­венно творчество композиторов, которые впервые заявили о себе в 1910—1920-е годы, а впоследствии определяли развитие музыкально-исторического процесса. Естественно, что, прослеживая их творчес­кие пути, в ряде случаев приходилось выходить за очерченные выше временные рамки.

Лимитированный объем учебника вызвал вынужденные ограничения в отборе освещаемого материала. В этом выпуске представле­ны композиторские школы Франции, Австрии, Германии, Италии, Англии. Особое место в учебнике, открывая его, занимает И. Ф. Стра­винский: после «Весны священной» (1913) этот русский композитор прожил за рубежом более пятидесяти лет, и его искусство стало феноменом не только русской, но и западной культуры. Компози­торы малых стран Центральной Европы (Венгрии, Чехословакии, Румынии, Польши и др.) отнесены к следующему выпуску.

Учебник создан коллективом кафедры истории зарубежной му­зыки Санкт-Петербургской консерватории (заведующий кафедрой профессор В. В. Смирнов) при участии профессора кафедры тео­рии музыки той же консерватории Р. Х. Лаула, а также профессора И. В. Нестьева, представлявшего не только Московскую консерваторию, но и Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствозна­ния (ныне Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации). Редколлегия полагала, что при общности методических принципов нет смысла унифицировать мане­ру изложения авторов учебника. Поэтому главы учебника строятся не одинаково, а в зависимости от проблем, стоявших перед авторами.

Разработка плана учебника велась редактором-составителем в тесном сотрудничестве с профессором Т. Э. Цытович, возглавлявшей кафедру истории зарубежной музыки Московской консерватории. На этой же кафедре, впоследствии руководимой профессором М. А. Сапоновым, учебник прошел различные этапы рецензирования и окон­чательную апробацию. Всем коллегам, способствовавшим совершен­ствованию учебника, редактор-составитель приносит сердечную благодарность. Особую признательность редактор-составитель и кол­лектив авторов выражают редактору учебника А. В. Вульфсону.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова