Монюшко. Опера «Галька»

Глава №132 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Опера «Галька». Ее содержание и художественные особенности

Опера «Галька» впервые увидела свет 1 января 1848 года на виленской эстраде и, несмотря на явное несовершенство испол­нения и самого сочинения *,

* В этой редакции недоставало самых лучших номеров, которые впослед­ствии приобрели громадную популярность: арии Гельки «Если б с солнцем рано», арии Ионтека «Меж горами ветер воет», арии Стольника «О любезные паны», арии Януша «Почему же в минуту одиночества», мазурки и горских танцев.

имела колоссальный успех у публики.

На протяжении десятилетнего периода все попытки Монюшко осу­ществить постановку своей оперы на столичной сцене были обре­чены на неудачу. Когда же, наконец, 1 января 1858 года «Галь­ка» в новой четырехактной редакции прозвучала в варшавском те­атре, то это событие было воспринято польской общественностью как долгожданное рождение национальной оперы. Ее автор был провозглашен национальным композитором, ему было передано художественное руководство Варшавским оперным театром. Эту должность он выполнял до смерти, наступившей 4 июня 1872 года.

В чем же художественная сила оперы, созданной провинциаль­ным музыкантом, которая позволила ей занять столь почетное ме­сто в оперной культуре не одной только Польши, но всех славян­ских стран?

Национально-польские и — более широко — славянские чер­ты оперы проявляются, во-первых, в социальной направленно­сти сюжета, во-вторых, в интонационной самобытности мелодического строя. Впервые в истории польской оперы новым национальным образам сюжета полностью соответствовала новая ин­тонационная сфера.

В высшей степени характерен сюжет «Гальки» *,

* Сюжет оперы, разработанный В. Вольским, другом и единомышленником Монюшко, был заимствован из новеллы К. Вуйцицкого «Горянка». Галька, крепостная девушка, обесчещенная и преданная барином Янушем, на глазах у всего народа бросается в реку в день свадьбы Януша с девушкой своего круга.

чрезвычайно далекий от типа, установившегося в западноевропейской боль­шой опере. Известная сентиментальность роднит его с театраль­ной мелодрамой 30—40-х годов, с будущими «веристскими» опера­ми. И тем не менее «Галька» резко отличается от театральных представлений подобного рода своим ярко выраженным соци­ально-обличительным характером. Известно, что замысел «Гальки» возник у Монюшко в связи с крестьянским бунтом 1846 года, за­вершившимся казнями и массовыми репрессиями. По первоначаль­ному замыслу композитор предполагал завершить оперу сценой народного восстания, но из-за боязни цензуры, особенно ожесточив­шейся в этот период, заменил его картиной христианского всепро­щения. Эта компромиссность, разумеется, обеднила драматическую коллизию оперы, лишив ее кульминационного момента и выдвинув на первый план лирико-бытовую линию. Но ни в какой мере сюжет «Гальки» нельзя рассматривать только как драму личных страстей. Подтекстом и движущей силой всех событий является неизменно ощутимый социальный конфликт. Галька — не просто обманутая, обесчещенная девушка, Януш — не только предатель. Их личные отношения символизируют положение обиженной, бесправной кре­стьянской массы, бессильной защитить свои права в столкновении с «сильными мира сего». Сквозь лирическую линию оперы ясно проступает гневное обличительное начало.

Композитор сосредоточил свое внимание на показе нескольких простых и общепонятных чувств.

«Сюжет Гальки чрезвычайно прост и в то же время полон по­трясающего драматизма... — писал Кюи. — Композитор не искал внешних, эффектов. В его опере нет ни процессий, ни выездов, ни охот, ни снов, ни лошадей... Но в самой драме много эффектов, производящих несравненно сильнейшее впечатление, чем мейерберовская... блестящая мишура...»

Национальный характер ощутим в самом эмоциональном строе оперы. Лирическая песенная стихия, господствующая в музыке Монюшко, заставляет вспомнить и элегический склад многих про­изведений Шопена *,

* Один критик даже охарактеризовал «Гальку» как «шопеновский ноктюрн, положенный на оперную музыку».

и меланхолические полонезы Огиньского. Удивительное мелодическое богатство, значительное преобладание лирических песенных форм прежде всего характеризуют музыку «Гальки», придавая ей особенное очарование и огромную доступность.

«Необыкновенная нежность, грациозность, сердечность, при по­стоянной красоте звука», — писал о музыкальном стиле Монюшко А. Н. Серов.

В музыку «Гальки» не вкраплено ни одного известного народ­ного мотива, ни одной фольклорной цитаты. Вместе с тем от первой до последней ноты она овеяна польским колоритом. Подобно Глин­ке, Монюшко мыслил на основе народной музыки, воплощая ее дух и стиль, но не опираясь на определенные первоисточники.

Вместе с тем в пределах своего лирического песенного стиля Монюшко сумел разработать разные интонационные сферы, олице­творяющие драматургическую линию оперы. Шляхетские и кресть­янские образы противопоставлены в опере не только сюжетно, но и интонационно. Люди из народа и представители барской среды говорят на разном музыкальном языке. Так, образы крестьян Гальки и Ионтека связаны с народно-песенным складом. Их музы­ка проста, мягка, проникновенно мелодична. Песни Гальки как бы непосредственно перенесены из фольклора — столько в них просто­ты, наивности, плавной песенности. Думка Ионтека также обобщает наиболее характерные интонации польских и украинских песен. Ария Гальки «Если б с солнцем рано» и думка Ионтека вош­ли в народный польский и украинский быт наряду с фольклорны­ми творениями. Быть может, самый яркий, свежий эпизод оперы — танцы горцев (из третьего действия). Они — воплощение духа польской народной музыки. Их оживленный темп, энергичные рит­мы, своеобразная гармония, связанная с народным инструменталь­ным исполнительством, резко противостоят торжественному стилю придворного полонеза.

Шляхетские круги обрисованы музыкально по-иному — их пар­тии оперно-традиционны, подчас итальянизированы, иногда под­черкнуто тривиальны. Так, например, в первом действии как наро­читый контраст к наивной песне Гальки звучит ответ Януша (куплетный романс) в духе городских сентиментальных песен.

Стольник же поет в старопольской манере на фоне оркестрово­го сопровождения в ритме полонеза. В этой музыке слышится и тон утрированной светскости, и старомодность, и сословный шляхет­ский колорит:

Большая часть музыки первого действия, происходящего в бар­ской усадьбе, выдержана в ритме полонеза и бальной мазурки.

Интонационная двуплановость, воплощающая идею социального конфликта, особенно очевидна в секстете с хором, которым завер­шается второе действие.

Структура оперы «Галька» основывается на общепринятых в те годы замкнутых номерах. Но в пределах этих закругленных форм Монюшко достигает высокой степени реализма в воплощении дра­матических образов сюжета. В частности, большая роль принадле­жит оркестру, который, обогащая нюансы вокальной партии при­дает ей такую гибкость и драматическую выразительность, что «Галька» воспринимается как свободная музыкальная драма в духе исканий романтиков.

Успех «Гальки» распространился вскоре и за пределы Польши - не только в России, где у Монюшко были крепкие дружеские связи с представителями молодой национальной школы (он был другом Даргомыжского, у него занимался Кюи, Серов высоко ценил его творчество), но и в Праге, Софии, Белграде, Вене, Берлине. Выраженное в этой опере общее для всех славянских народов стремление к национальному самоутверждению и социаль­ному раскрепощению сделали ее классической польской оперой. Популярности «Гальки» не достигла ни одна другая из более зре­лых и совершенных опер и самого Монюшко.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова