Берлиоз. «Осуждение Фауста». «Детство Христа»

Глава №116 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Среди вокально-драматических произведений Берлиоза (всего их 23) выделяется «Осуждение Фауста», драматическая легенда для хора, солистов и оркестра (1846). В ораториальном жанре «Осуждение Фауста» занимает такое же место, как «Ромео и Джульетта» в области симфонии.

Создавая свою драматическую легенду, Берлиоз следовал по пути, проложенному его хоровой симфонией. Напоминая ее синтетичностью стиля, жанровым разнообразием музыки, рельефностью и романтической контрастностью образов, «Осуждение Фауста» идет значительно дальше в подобном же направлении.

Это уникальное произведение нельзя причислить ни к одному из сложившихся жанров. Объединив черты оперы, оратории, бале­та и симфонии, оно возвысилось над ограниченностью музыкально­го театра того времени. Здесь использованы многие элементы опе­ры и балета, но драматургия, музыкальный язык и круг образов далеки от французского музыкального театра тех лет. Многое сближает «Осуждение Фауста» с ораторией (обобщенность в трак­товке некоторых образов, «картинность» композиции), но сценич­ность, конкретность и разнообразие эпизодов и в особенности под­чиненная роль хора делают его мало похожим на традиционные ораториально-кантатные сочинения. Наконец, огромная роль орке­стрового развития позволяет причислить «Осуждение Фауста» к симфоническому жанру. И в то же время инструментальные ха­рактеристики и принципы инструментального развития не имеют самодовлеющего значения.

Берлиоз подверг свободной обработке первую часть гётевского Фауста. Вводя новые эпизоды на основе гётевской поэмы, он мак­симально, усилил заложенные в сюжете музыкальные и театраль­но-сценические моменты, придавая им подчеркнуто романтическое толкование. Так, для того чтобы ввести в музыку колорит другой страны, композитор перенес действие в Венгрию. Романтикой проникнута и фантастическая сцена гибели Фауста, и опоэтизиро­ванные языческие картины природы, и лирика образа Маргариты, и многое другое.

В «Осуждении Фауста» скрещивается множество театрально-музыкальных линий. Отвлеченная философская тема (инструментальное вступление, монолог Фауста) дана не менее ярко, чем бле­стящая балетная феерия (танец сильфов, менуэт блуждающих огоньков). Интимная лирика (романс Маргариты) не затушевыва­ется массовыми оперными сценами (хор венгерских крестьян, улич­ная сцена «разоблачения», комический жанровый эпизод в погреб­ке). Наивная фантастика ада (галоп Фауста и Мефистофеля в конце) не исключает глубокой иронии (серенада Мефистофеля). Природа, любовь, жанровые, образы — все охарактеризовано здесь индивидуально, с предельной музыкальной щедростью.

Несколько лет спустя Берлиоз сочинил на собственный текст вокально-драматическую трилогию «Детство Христа» в трех сценических картинах («Сон Ирода», «Бегство в Египет», «Прибытие в Саис», 1854). Евангельский сюжет трилогии изложен в традициях светской оперы, в пасторальном стиле.

В первой части встречается полная драматизма психологическая картина, кое в чем близкая «Борису Годунову» Мусоргского. Но в остальных частях трилогии преобладают идиллические, «аква­рельные» тона. Лирика, романсовая напевность, близкая Моцарту или Шуберту, миниатюрные, завершенные в духе классицизма формы — все это необычно для Берлиоза. Трилогия возрождает дух и стиль французского классицистского искусства. Но возвышенная героика уступает здесь место гармонично-изящным зарисовкам, родственным пейзажам Ватто и Пуссена, миниатюрам клавесинистов, пасторалям и балетам Люлли, Рамо, Глюка. Невозможно усматривать в музыке «Детства Христа» какую-нибудь связь с религией или культовым искусством. Именно для того, чтобы высме­ять невежество музыкальных критиков, Берлиоз исполнил первую часть трилогии под видом отрывка оратории, якобы сочиненной в 1679 году церковным композитором Пьером Дюкре.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова