Оперное творчество Берлиоза

Глава №115 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

И в области оперного искусства ярко проявились новаторские устремления Берлиоза. Каждое из его трех законченных оперных произведений опередило развитие современной ему музыкальной драматургии. Но на этом поприще композитор не достиг признания. В театральном мире Парижа слишком сильны были власть консервативной буржуазии и косность исполнителей. Берлиоз же неизменно шел вразрез с модой, с требованиями театральной ру­тины.

Особенно смелой была его ранняя опера «Бенвенуто Челлини» (1838) в двух действиях (вторая, четырехактная, редакция для постановки в Веймаре — 1852). Внешний мелодраматический сю­жет оказался поводом для постановки глубокоидейной проблемы о силе искусства *.

* Сюжет был заимствован из автобиографии Челлини, знаменитого итальянского художника-ювелира эпохи Возрождения.

Развитая драматургия, шекспировская по кон­трастности и богатству образов, жизненно правдивые и красочные массовые сцены не укладывались в рамки стереотипных оперных постановок.

Единство театрального действия и музыки достигалось нали­чием сквозного музыкального развития. Монотематические элементы объединяли различные эпизоды. Берлиоз дал в «Бенвенуто Чел­лини» великолепную музыкальную характеристику народа. «Здесь впервые толпа заговорила своим мощным голосом», — сказал по этому поводу Лист. Многими своими чертами «Бенвенуто Челли­ни» предвосхитил «Мейстерзингеров» Вагнера.

Провал оперы в Париже был воспринят Берлиозом столь болез­ненно, что после того он около двадцати лет не решался выступить вторично в этом жанре. И только в 1856 году появилась его вторая опера — «Троянцы», лирическая поэма в двух частях («Взятие Трои» в трех действиях, «Троянцы в Карфагене» в пяти действиях с прологом). Текст по Вергилию был написан самим Берлиозом. Эта музыкальная драма в величественном стиле напоминает фран­цузский классицистский театр и лирическую трагедию Глюка. Бер­лиоз объединил в монументальной эпике драматические оперные сцены, декоративные пантомимы, в духе французских традиций, тончайшие психологические этюды, жанрово-реалистические мо­менты и выразительные симфонические картины. По законченно­сти форм и образности деталей эта опера принадлежит к наиболее совершенным произведениям Берлиоза.

Появление в 60-х годах «Троянцев», возрождающих дух нацио­нального классического искусства, было знаменательным. Оно вы­ражало протест против мельчания французской культуры.

Последнее театральное произведение Берлиоза — «Беатриче и Бенедикт» в двух действиях по комедии Шекспира «Много шуму из ничего» (1862). Это восхитительная по тонкости, непосредствен­ности и юмору комическая опера.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова