Берлиоз. Симфония «Гарольд в Италии»
Глава №112 книги «История зарубежной музыки — 3»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВторая симфония Берлиоза — «Гарольд в Италии» (1834) — Отразила итальянские впечатления автора. Наряду с картинами Природы и быта к ним относится увлечение композитора Байроном. Хотя название симфонии и связано с самой знаменитой поэмой английского романтика, однако в ее музыкальных образах меньше «байронизма», чем в «Фантастической». Жанровость, близость к итальянскому фольклору, звукоизобразительность характеризуют это произведение, и в особенности его наиболее яркие и оригинальные средние части.
Первая часть — «Гарольд в горах. Сцены меланхолии, счастья и радости» — тесно связана с итальянской народной музыкой.
Во второй части — «Шествие пилигримов, поющих вечернюю молитву» — приемами тончайшей звуковой записи создается картина приближающейся и удаляющейся процессии. Звучание хоровой литании смешивается с гулом колоколов. Вариационное развитие этой темы отличается исключительным богатством колорита.
Третья часть — «Любовная серенада горца в Абруццах» — близка по музыке наигрышам итальянских пастухов (pifferari) и народным напевам.
Финал — «Оргия бандитов», — рисующий смерть героя в разбойничьей пещере, напоминает вакханалию в финале «Фантастической симфонии».
Сильная и оригинальная сторона музыки «Гарольда в Италии» — тончайшая красочно-изобразительная инструментовка. Берлиоз широко применил здесь также новый прием конкретизации образа посредством «лейттембра». Тембр альта неизменно сопутствует теме, проходящей через все произведение и олицетворяющей собой байроновского героя *.
* Симфония выросла из сонаты для альта, которую по просьбе Паганини Берлиоз взялся сочинить для него.