Михаил Воскресенский (Mikhail Voskresensky)

28.03.2011 в 12:43.

Михаил Сергеевич Воскресенский / Mikhail Voskresensky

В молодости Воскресенский прошел через горнило многих ответственных испытаний. Во второй половине 50-х годов он смело выступал в самых различных по характеру соревнованиях и неизменно добивался успехов, завоевав третьи премии на конкурсах имени Шумана в Берлине (1956) и Рио-де-Жанейро (1957), второй приз на конкурсе имени Дж. Энеску в Бухаресте (1958). После относительно короткой передышки он вновь вступил в борьбу и стал лауреатом конкурса имени В. Клиберна в Форт-Уорте (1962 год, третья премия). Ко всем состязаниям молодого пианиста готовил Л. Н. Оборин, по классу которого Воскресенский окончил Московскую консерваторию (1958) и аспирантуру (1961).

В том же году с ним познакомилась широкая слушательская аудитория. Уже тогда в рецензиях отмечались отличные виртуозные качества пианиста, его стремление найти свежий, неординарный подход к исполняемым произведениям. "Игра М. Воскресенского,- подчеркивалось в журнале „Советская музыка",- отличается простотой и музыкальностью".

Дальнейший путь артиста - путь неустанного совершенствования, расширения художественного кругозора. Воскресенский целенаправленно работает над новым репертуаром, что позволяет ему выступать с содержательными программами, наигрывать интересные пластинки. Пожалуй, наибольший удельный вес в его клавирабендах принадлежит Бетховену, Шопену, Скрябину - их сочинения составили ряд монографических вечеров пианиста; на пластинки им записаны все ноктюрны Шопена, Его привлекают также крупные сочинения Моцарта, Шуберта, Шумана, Чайковского, Рахманинова, Равеля... В трактовке самой разнообразной музыки пианист всегда проявляет отменный вкус, зрелое мастерство, высокую художественную культуру. По словам известного критика Л. Живова, он "классичной строгостью и ясностью напоминает своего учителя Льва Оборина".

Несколько с иной точки зрения взглянул на искусство Воскресенского автор обзора в журнале "Советская музыка". Речь шла об "Исторических концертах Московской консерватории", в рамках которых Воскресенский сыграл уникальный цикл из девяти вечеров, содержавший все произведения Шопена для фортепиано соло. В обзоре в связи с этим подчеркивалось, что "артистическая индивидуальность пианиста, в которой эмоциональная приподнятость сплавлена с тончайшим чувствованием музыки, удивительно созвучна шопеновской музе". Высокую оценку заслужили там и брамсовские интерпретации. Как говорится в обзоре, "звучание в „Четырех строгих напевах" (транскрипция с вокального оригинала А. Князева) вполне соответствовало глубине и возвышенному благородству музыки, сыгранной обоими партнерами в непринужденной манере свободного музицирования. Такая манера, создающая у слушателя некую иллюзию импровизации, характерна для артистического облика Воскресенского. И, быть может, не в последнюю очередь именно поэтому его влечет органное исполнительство. Хоральные прелюдии Брамса звучали у него с большой изобретательностью регистровки, не нарушавшей, однако, общей строгости прочтения..."

Воскресенский регулярно включает в свои программы советскую музыку. Причем, он не ограничивается "традиционными" С. Прокофьевым и Д. Шостаковичем, он играет также произведения Н. Мясковского, А. Эшпая, Э. Денисова и других. Инициативность артистической натуры пианиста проявляется и в его интересе к редко звучащим у нас образцам современной зарубежной музыки; в частности, он с успехом исполнял Концерт для фортепиано с оркестром Б. Бриттена.

Педагогическую работу Воскресенский начал в Музыкальном училище имени М. Ипполитова-Иванова, а с 1958 года стал преподавать в Московской консерватории (с 1979 года профессор). Среди его учеников лауреаты международных конкурсов С. Иголинский, Е. Кузнецова, В. Папян.

Григорьев Л., Платек Я., 1990

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова